Следствие разродилось делом младенцев
В группу их продавцов попали матери и врачи
На этой неделе Басманный райсуд Москвы в рамках расследуемого ГСУ СКР уголовного дела арестовал гендиректора Европейского центра суррогатного материнства Владислава Мельникова и еще трех авторитетных в России специалистов в области акушерства и гинекологии. Все они обвиняются в купле-продаже находящихся в беспомощном состоянии людей (ч. 3 ст. 127.1 УК РФ) — так следствие квалифицировало оказанные медцентром услуги по подбору суррогатных матерей для супружеских пар преклонного возраста и по сути возвращение пенсионерам их же собственных детей за оговоренную плату. Представляющий интересы биологических родителей в этом деле адвокат Игорь Трунов полагает, что громкое «дело врачей» появилось из-за несовершенства российского законодательства, в котором ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан» однозначно разрешает «суррогатный» бизнес, а ст. 127.1 УК предписывает давать за него 15 лет колонии.
Гендиректор российского Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Поводом для возбуждения уголовного дела против акушеров стала внезапная смерть грудного ребенка, случившаяся в январе этого года в одной из квартир поселка ВНИИССОК Одинцовского района. Приехавшие по вызову врачи и полицейские установили, что малыш появился на свет 6 декабря прошлого года в роддоме Санкт-Петербурга и еще даже не успел получить имя. Во время родов ребенок получил тяжелую черепно-мозговую травму с неутешительным прогнозом, а оказавшись в подмосковной квартире, заболел еще и воспалением легких. Что именно стало причиной его гибели эксперты выясняют до сих пор, и тем не менее еще в минувшем январе следственный отдел СКР по Одинцовскому району Мособласти заподозрил, что причиной трагедии могло стать неоказание помощи больному, и возбудил уголовное дело по соответствующей ст. 124 УК РФ.
В рамках начатого расследования было установлено, что ребенок был рожден суррогатной матерью, а своих биологических родителей — пожилую супружескую пару граждан Филиппин — так и не увидел.
Филиппинцы, как установило следствие, заключили договор с гендиректором российского Европейского центра суррогатного материнства (ЕЦСМ) Владиславом Мельниковым, в рамках которого сдали в центр свой биоматериал, познакомились с женщиной, которая должна была стать так называемой сурмамой их малыша, и стали ждать, пока та выносит, родит и отдаст ребенка, чтобы затем забрать его на Филиппины.
При этом перед тем, как стать родителями, заказчикам предстояло еще рассчитаться с центром. Оплатить услуги организаторов процедуры и многочисленных задействованных в ней врачей: специалистов по экстракорпоральному оплодотворению, репродуктологов, акушеров, гинекологов, наконец, обычных терапевтов, которым предстояло следить за состоянием здоровья младенца и его мамы. Кроме того, цена суррогатного материнства включала в себя стоимость аренды квартиры для проживания новорожденного и его няни, услуги курьеров, привозивших им продукты, юристов, занятых в урегулировании всех международно-правовых вопросов и проч.
Разобравшись во всей этой «суррогатной» бухгалтерии, следствие Одинцовского района пришло к выводу о том, что в уголовном деле о смерти маленького филиппинца есть признаки «купли-продажи человека, находящегося в беспомощном состоянии». Учитывая, что в преступлении могла быть задействована организованная группа врачей и их помощников, а его итогом стала смерть младенца, к уже имеющейся в уголовном деле ст. 124 УК РФ была добавлена соответствующая ч. 3 ст. 127 УК РФ, предусматривающая до 15 лет лишения свободы для обвиняемых.
В рамках этого дела сначала прошли массовые «задержания» вероятных потерпевших. Из той же квартиры в поселке ВНИИССОК представители служб опеки забрали двух земляков безымянного умершего филиппинца — трехмесячных брата и сестру Кастро, носящих имена, соответственно, Артуро Лария Акила Тан и Анико Анна Мария Тан. Затем были обследованы еще две квартиры для передержки новорожденных, арендованные ЕЦСМ уже в Москве.
В итоге в детских спецучреждениях «зависли» семеро младенцев-иностранцев, а их оставшиеся за границами РФ биологические родители забили тревогу.
«Суррогатное» уголовное дело получило громкий общественный резонанс, после чего его статус резко повысился: по распоряжению главы СКР Александра Бастрыкина расследование передали в центральный аппарат комитета, а представлять интересы биологических родителей младенцев стал известный адвокат Игорь Трунов.
Защитник обратился сначала к следователю с требованием «предоставить юридические документы» для отправки на Филиппины брата и сестры Кастро. Получив отказ, он обжаловал его в Басманном райсуде. Там жалобу вообще не приняли, сославшись на «отсутствие предмета для судебной проверки». Мосгорсуд, в свою очередь, принял сторону защитника и поручил Басманному суду повторно рассмотреть жалобу, но тем не менее забрать младенцев Кастро из детского спецучреждения до сих пор не удалось.
Тем временем фигуранты уголовного дела, заинтересованные в возврате детей не менее, чем их биологические родители, предпочли действовать неюридическими методами. По некоторым данным, весной и в первые недели лета, пока активные следственные действия были свернуты в связи с разыгравшейся пандемией, участники «суррогатного» дела благополучно переправили за рубеж всех своих маленьких пациентов, которых не удалось сразу обнаружить следствию.
Это обстоятельство, в свою очередь, подтолкнуло ГСУ СКР к решительным действиям. Обращаясь в Басманный райсуд за арестом фигурантов дела, представитель ГСУ заявила, что оставаясь на свободе те «продолжили заниматься преступной деятельностью», что было учтено при вынесении решения.
В СИЗО на два месяца попали гендиректор ЕЦСМ и соучредитель юридической компании «Росюрконсалтинг», специализирующейся на «репродуктивном праве», Владислав Мельников, завотделением экстракорпорального оплодотворения ЦМП «Петровские ворота» Тарас Ашитков, акушер-гинеколог высшей категории с 30-летним стажем из горбольницы №1 подмосковного Красногорска Лилия Панаиоти и врач-репродуктолог клиники NGC Юлианна Иванова. Компанию арестованным врачам составили трое предполагаемых участников группировки торговцев детьми из числа обслуживающего персонала: юрист «Росюрконсалтинга» Роман Емашев, переводчик Кирилл Анисимов и курьер Валентина Чернышева. Сурмаму безымянного филиппинца Татьяну Блинову Басманный суд счел возможным поместить под домашний арест. Вину ни один из восьми фигурантов дела не признал.
Переводчик Кирилл Анисимов
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
Суррогатная мать Татьяна Блинова
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
Юрист Роман Емашев
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
По мнению адвоката Игоря Трунова, причиной всех проблем стало не реально совершенное преступление, а противоречия в российском законодательстве.
Защитник напомнил, что федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо разрешает коммерческое использование суррогатного материнства.
Согласно п. 9 ст. 55 этого закона, «суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения».
При этом ст. 127.1 УК РФ называет ту же самую процедуру тяжким уголовным преступлением. «Во всем мире врачи несут в основном гражданскую либо дисциплинарную ответственность,— рассказал “Ъ” адвокат Трунов.— За нанесенный неправильным лечением вред здоровью клиент получает с доктора огромную компенсацию через суд, а в особо тяжелых случаях квалификационная комиссия может и пожизненно лишить врача лицензии. У нас же СКР, похоже, решил дисциплинировать медицину через уголовку и тюрьму».