Все льготное детям
Лагеря ищут поддержку у государства
Хотя полноценная работа организаций детского отдыха до сих пор не возобновлена, бизнесу пока не удается убедить правительство признать эту отрасль пострадавшей и получить господдержку. Сейчас с помощью «Опоры России» участники рынка хотят добиться предоставления субсидий и налоговых каникул через Минэкономики. Если попытка провалится, с рынка может уйти 50% частных лагерей, которые для поддержания работы тем временем пытаются организовывать отдых для взрослых.
Для возобновления полноценной работы детских лагерей после завершения пандемии COVID-19 необходимо прямое субсидирование этих организаций. Об этом говорится в письме «Опоры России» главе Минэкономики Максиму Решетникову. Копия обращения есть у “Ъ”.
Как поясняется в письме, средства нужны лагерям на восстановление и содержание материально-технической базы, а также на операционные расходы. Также «Опора России» предлагает ввести для всех организаций детского отдыха налоговые каникулы на период с января 2020 года до июня 2021-го.
В организации уверены, что просто отсрочка на уплату налогов уже не поможет из-за выраженной сезонности и отсутствия доходов в этом году.
По оценкам Союза организаторов детского активного туризма (СОДАТ), по итогам 2019 года в России работали 2,28 тыс. стационарных лагерей и 1,35 тыс. палаточных. В первом случае к частному бизнесу относится 800–700 объектов, во втором — около 1 тыс. В «Опоре России» опасаются, что в следующем году могут закрыться 30–40% негосударственных лагерей, в 2022 году — еще 10–15%. По данным организации, некоторые участники рынка уже остановились из-за отсутствия средств на содержание баз.
Руководитель СОДАТ Марина Грицун отмечает, что в 2021 году часть объектов может возобновить работу для исполнения обязательств по уже проданным путевкам. «Но из-за экономического кризиса и опасений родителей они столкнутся с серьезным падением доходов и в 2022 году будут вынуждены прекратить деятельность»,— поясняет госпожа Грицун.
Детским лагерям не удалось войти в перечень пострадавших отраслей от пандемии COVID-19 из-за отсутствия в законодательстве ОКВЭД для организации детского отдыха (см. “Ъ” от 26 мая). Традиционно лагеря указывают в качестве основной образовательную, спортивную деятельность или прием и размещение групп. СОДАТ указывала на проблему в обращениях к правительству и Минпросвещения.
Но, по словам госпожи Грицун, участникам рынка рекомендовали решать вопрос на уровне регионов, и навстречу организациям детского отдыха пошла меньшая часть субъектов РФ.
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников объясняет, что решение обратиться в Минэкономики было принято, потому что министерство формирует предложения по мерам поддержки различных отраслей бизнеса на фоне текущего кризиса. Он уверен, что лагеря в любом случае относятся к наиболее пострадавшим предприятиям, так как большинству из них фактически запретили работать.
Весной контракты на организацию детского отдыха были расторгнуты, а в структуре расходов этого бизнеса много постоянных трат, которые не зависят от финансовых поступлений, отмечается в письме «Опоры России». В Минэкономики комментарий не предоставили, отметив, что детский отдых не относится к компетенции министерства.
По словам Марины Грицун, небольшая часть палаточных лагерей, пытаясь выжить, переориентировалась на отдых для взрослых, организовав глэмпинги.
Гендиректор туроператора «Ника-С» Дмитрий Саржанов добавляет, что ряд стационарных объектов в Краснодарском крае на это лето начали размещать семьи, но их загрузка остается невысокой. «Территория и корпуса детских лагерей значительно отличаются от гостиничных и плохо подходят для взрослых»,— говорит он. Кроме того, большинство лагерей в крае могут организовывать летний отдых только для местных детей. По оценкам господина Саржанова, в результате по итогам года загрузка объектов вряд ли превысит 27% и выручка сократится более чем в два раза. А 2021 году, добавляет он, из-за падения доходов населения спрос на детский отдых может восстановиться только на 75–80% от значений 2019 года.