Как изменить себя изнутри без судебных исков
Минэкономики корректирует правила реорганизации АО и ООО
Минэкономики завершило работу над поправками к законам об АО и ООО, ряду других законов, призванными упростить и сделать более гибкими процессы реорганизации хозяйственных обществ. В новой версии закона, который обсуждают смежные министерства, впервые дается регламентированная возможность «смешанных» и «совмещенных» реорганизаций обществ — с 2014 года они были возможны по Гражданскому кодексу, но проводились редко и регистрировались поэтапно. Проект также предлагает прямое указание в законе солидарной ответственности лиц, подписавших заключение о реорганизации, за недостоверность документа, предполагающего описание схемы реорганизации.
В распоряжении “Ъ” оказался законопроект, разработанный в Минэкономики и разосланный на согласование в министерства, который призван решить по крайней мере часть проблем, связанных с практической сложностью схемы реорганизаций АО и ООО. Основной задачей Минэкономики была новая и подробная регламентация процесса реорганизаций с частичным упрощением и изменением порядка уведомления заинтересованных сторон (этот момент критически важен для процесса, поскольку большая часть претензий к реорганизациям генерируется разногласиями по процедурам уведомления и т. п.), а также изменения в правилах регистрации в ЕГРЮЛ итогов реорганизаций. В Гражданский кодекс поправки о возможности «совмещенных» (в которых можно было использовать одновременно сразу несколько видов реорганизаций одновременно со слиянием и присоединением) реорганизаций внесены еще в 2014 году, нормы законов об АО и ООО при этом правились лишь частично. Кроме этого, оставалась проблема «смешанных» реорганизаций, в которых изменялась форма одного из юрлиц, участвующих в процессе.
По словам партнера «Кульков, Колотилов и партнеры» Олега Колотилова, восполнение пробелов в специальных законах носит «косметический» характер — и ранее смешанная реорганизация допускалась на основе положений ГК.
«Гораздо более важной является новелла, существенно усовершенствующая смешанную реорганизацию, устраняя промежуточные этапы из процедуры. Так, ранее при выделении или разделении с последующим слиянием или присоединением в ЕГРЮЛ вносилась запись о создании нового выделенного общества и запись о новом обществе, образовавшимся в форме слияния или присоединения. В соответствии с проектом запись о промежуточном лице теперь не вносится, а обособляемая часть прежнего общества сразу признается частью нового общества»,— поясняет господин Колотилов. Вместе с тем детализация процедур смешанных реорганизаций в специальных законах должна минимизировать риски компаний, указывают юристы. Так, по словам партнера адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрия Степанова, несмотря на то что принципы реорганизации содержатся в ГК с 2014 года, на практике процесс был затруднительным.
Сложные схемы реорганизации могут вызвать вопросы у ФНС, поэтому бизнес опасается применять инструмент, поясняет партнер «ЮСТ» Александр Боломатов,— поправки, видимо, должны исправить эту ситуацию.
Точная регламентация сложных реорганизаций снижает и риски гринмейлерства. При этом Минэкономики предлагает внести, помимо прочего, в закон об АО новую статью 15.2 «Заключение о реорганизации». В этом документе, который должен представляться акционерам к общему собранию, должна быть обоснована сама необходимость и условия реорганизации, дана оценка ее целесообразности и последствий. Заключение утверждается советом директоров АО (или набсоветом, единоличным или коллективным исполнительным органом — по уставу), причем «лица, утвердившие заключение о реорганизации (проголосовавшие за утверждение заключения о реорганизации), при наличии их вины несут солидарную ответственность за убытки, причиненные акционерам» в случае наличия в документе недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации. По сути, речь идет о «дорожной карте» реорганизации, которая крайне уместна при сложных реорганизациях. Ответственность совета директоров в таких ситуациях в теории есть и сейчас, но ее Минэкономики предлагает зафиксировать в законе прямо и однозначно. Еще один защитный механизм, прямо включенный в проект,— договоры о присоединении, слиянии, разделении могут устанавливать особый порядок сделок или видов сделок в период реорганизации.
Юристы отмечают, что нововведения затронут преимущественно крупных игроков рынка, которые их, очевидно, и лоббировали. «Смешанные реорганизации актуальны, когда из компании может быть выделена какая-то обособленная часть бизнеса, чтобы она слилась с другой частью бизнеса партнера, то есть это крупные сделки M&A со сложной структурой активов»,— пояснил “Ъ” партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. При этом, по его словам, смешанные реорганизации на практике не вызывают непреодолимых сложностей у юристов, а их задачи можно было достигнуть и с помощью других инструментов.