Цена вопроса
Заместитель гендиректора Softline Андрей Шолохов о выбранных для «регуляторных песочниц» проектах
Я провел анализ восьми проектов, выбранных Минэкономики для «регуляторных песочниц». Наивысшую оценку поставил бы проекту Фонда перспективных технологий по организации грузовых перевозок с помощью дронов. В России много труднодоступных территорий, куда проблематично довезти грузы и невыгодно строить дороги, а законодательство в области авиации составлено под пилотируемую авиацию. Вопросы могут возникнуть к технической реализации, но в этом и заключается риск беспилотников.
Достаточно проработанным выглядит проект ассоциации «Национальная база медицинских знаний» по использованию искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. В проекте предлагается устранить некоторые артефакты исключительно человеческой врачебной деятельности.
Довольно спорно предложение «Яндекса» по беспилотным такси. Утверждается, что их тестирование не может происходить исключительно на полигонах, и компания просит исключить в тестировании водителя-человека полностью, причем сразу в Москве. Существует неофициальное международное соревнование по «регуляторным песочницам» в области беспилотных автомобилей, но практика до сих пор была более осторожной, чем то, что предлагает «Яндекс». Есть обоснованные опасения, что технология так и не будет доведена до совершенства; есть и альтернативы по развитию общественного транспорта, а в России пока не существует идеальной организации-регулятора для подобного проекта, в отличие от ЕС.
Успешная реализация остальных проектов «песочниц» видится мне довольно сомнительной. Сервис для подбора оптимальных сфер деятельности для малых и средних предприятий от Ассоциации больших данных — спорный. Идея этой «песочницы» состоит в сборе данных о человеке из разных источников, интегрированных по номеру телефона, кредитной карты и файлов cookies, по сути — слежке за цифровым следом множества людей, на базе которой и предлагается сделать сервис. Но такая рекомендательная система будет страдать от преходящей моды, как в свое время система высшего образования, перевыполнившая план по выпуску экономистов и прочих менеджеров. К тому же такая интеграция данных есть у банков, и никаких новых практичных взаимосвязей в их больших коллекциях не найдено.
Большинство предложений МТС подразумевают идентификацию людей по их видеоизображению с помощью ИИ вместо идентификации по паспорту или через единую систему, которая используется на сайте госуслуг. А сами предложения по «песочницам» слабо аргументированы. Так, предложение по телемедицине подразумевает коммуникацию между врачом и пациентом по видеоконференции. Но она не дает врачу возможности произвести полный осмотр, проверить пульс или хрипы в легких. Мероприятия по антифроду успешно реализуются банками, причем административными мерами, а не с помощью анализа разговора. А реализация дистанционного подписания договоров на услуги связи через приложение выглядит плохо обоснованной. Когда в столицах уровень проникновения сотовой связи превышает 240%, а в регионах — 160%, сложно утверждать, что скорость продаж сим-карт ограничена исключительно требованием очного заключения договора в салонах связи.
Но самый спорный проект «регуляторной песочницы» — умный отель с виртуальной стойкой ресепшен. Большинство функций умного отеля уже существуют на практике, а вот регистрацию людей в отеле с помощью видео и сканирования паспорта неплохо бы согласовать с МВД.