Пожить на чужую пенсию
Илья Усов о вечном интересе к пенсионным деньгам
Если москвичей «испортил квартирный вопрос», то некредитные финансовые организации (НФО) испортил пенсионный вопрос. Точнее, вопрос пенсионных денег. Такое впечатление возникает, когда наблюдаешь за дискуссиями о «долгосрочных накоплениях» граждан.
Не так давно бурно обсуждались индивидуальный пенсионный капитал и гарантированный пенсионный продукт. К ним по умолчанию хотели допустить НПФ, однако такими услугами хотели заниматься и страховые компании. Сейчас в гонку за пенсионными деньгами активно включились управляющие компании. За последние два месяца пенсионный вопрос с заинтересованными организациями и представителями Банка России обсуждался пять раз — в формате встреч в ЦБ и на специализированных конференциях. Управляющие компании лоббировали концепцию индивидуального инвестиционного счета (ИИС) третьего типа, развивая успех первых двух типов ИИС, число которых приближается к 3 млн.
Впрочем, управляющие стараются не называть ИИС-3 пенсионным продуктом, опасаясь, вероятно, регуляторных ограничений при организации доверительного управления этими средствами.
Ведь тогда по аналогии с НПФ придется следовать жесткой инвестиционной декларации и нести фидуциарную ответственность. Однако это не мешает компаниям требовать поблажек в виде отдельного инвестиционного вычета при внесении средств и освобождения от налогообложения при получении выплат.
НПФ, оставив надежду на обязательные формы пенсионных накоплений, настроены на льготы со стороны государства в отношении добровольных программ (НПО) и также просят о специальных налоговых вычетах, освобождении от НДФЛ при выплатах, сформированных за счет третьих лиц. «Все остальное мы сделаем сами»,— оптимистично написал в Facebook топ-менеджер одного из крупнейших НПФ.
Интерес НФО к «долгосрочным накоплениям» понятен. Ничего так не обеспечит им устойчивую клиентскую базу и стабильный денежный поток, особенно если еще получить соответствующее вознаграждение. При этом УК допускают возможность «ограничения размера вознаграждения и регулирования расходов». НПФ же просто хотят переключить на НПО практику вознаграждения от стоимости активов и иметь возможность получать плату с взносов клиентов.
Но, похоже, помимо своих интересов, никто из них не преследует интересы клиентов. За отказом называть ИИС-3 пенсионным продуктом, например, явно кроется банальное нежелание гарантировать сохранность денег, встроенное в нынешнее НПО. А за требованием увеличения вознаграждения и взимания платы с взносов — снижение доходности инвестиций, и без того не радующих в последние годы. «Любят деньги, но ведь это всегда было»,— говорят на рынке. Действительно, ничего нового.