«Правительство сожгло все оставшееся имущество»
Какими способами велось «добровольное» переселение
80 лет назад, осенью 1940 года, было решено в порядке эксперимента переселить небольшую часть жителей Дагестана в Чечено-Ингушетию. Опыт окончился крайне плачевно. Однако затем его в расширенных масштабах, но с тем же результатом, повторили в 1944 году, после выселения чеченцев и ингушей. Причем и из нового провала власть никаких уроков не извлекла.
Из письма жителей бывшего Цунтинского района Дагестанской АССР председателю Совета министров СССР И. В. Сталину, 9 апреля 1952 года.
В 1940 году в ноябре месяце было первое добровольное переселение в Чечню с нашего района 100 домов, которые до сентября 1941 г. почти все вымерли вместе со своим скотом.
В 1944 году в апреле месяце ввиду выселения чеченцев и ингушей Веденского района, с нашего района были переселены в Веденский район 1600 хозяйств, которые объединили 17 колхозов. До Веденского района ни шоссейной, ни автомобильной дороги не существует, так что мы шли по тропам, неся на спине самое необходимое и детей, так что все наше имущество осталось в наших деревнях.
Правительство Дагестанской АССР сожгло все оставшееся имущество, а именно: 3.200 домов, 2.960 скотных дворов, 1.100 амбаров, 1.700 сеновалов, вместе с имуществом весь убыток — 1.513.565 руб.
Наш район находится в альпийской зоне, кругом сосновые леса и наши жители не вынесли воздуха Веденского района, скот гиб поголовно, дети вымерли, а взрослые лежали поголовно больные.
Мы тогда обратились к Вам, товарищ Сталин, с просьбой разрешить нам вернуться обратно. Приехала комиссия и оказалось, что 30% уже были больны туберкулезом, а за год умерло 3.240 душ, отсюда трудоспособных 1.510, остальные дети и старики.
Конечно, только наша горная родина могла спасти нас, и вот мы снова перешли в наш район, чтобы спасти себя и наших детей, а также остаток скота, так как падеж скота равнялся 4.400 головам.
Сейчас в нашем районе поселилось вновь 775 хозяйств при одном сельсовете, которые объединяют два колхоза. Благодаря тому, что все наше имущество сожгли, смерть людей и падеж скота довели нас до полной нищеты, но за эти 3-4 года, благодаря солидарному труду в колхозе, мы вновь поднялись на ноги и начали жить как подобает советским гражданам. Большинство из нас настолько потеряло здоровье, что врачебная комиссия не разрешает нам жить в Веденском районе.
И вот 25 марта этого года из Махачкалы приехал министр юстиции и объявил нам, что мы обязаны вновь переселиться в Веденский район и запретил пахать и сеять.
Это значит, что нас ждет голод и нищета, так как мы только сможем забрать необходимое, т. е. что сможем тащить на спине, остальное нажитое и дома все должно погибнуть…
Когда наши колхозы разбогатели, мы тоже начали жить хорошо, снова мы должны все потерять, это все граничит с нашей смертью, налаженное хозяйство все должно погибнуть, наш горный скот погибнет в Чечне, а мы уже и так больные идем на верную смерть.
Зная, мудрый наш вождь, товарищ Сталин, что Вы больше всего цените жизнь советского гражданина, обращаемся к Вам с просьбой от имени нашего народа, который всегда был и будет верен советской власти, сохранить нашу жизнь и оставить нас жить в нашем районе.
Пометка на документе, сделанная помощником Сталина: «т. Маленкову. 15.IV.52 г.»
(Цунтинский район был восстановлен в 1955 году.— «История»).