«Дело Навального» перешло на санкционный уровень
В черный список попали Сергей Кириенко, Александр Бортников и еще четыре чиновника
Евросоюз ввел санкции против шести россиян и одного научно-исследовательского института в связи с «делом Навального». В черные списки, в частности, были включены первый замглавы президентской администрации Сергей Кириенко, директор ФСБ Александр Бортников и два заместителя министра обороны. Их всех в ЕС считают причастными к покушению на убийство оппозиционера Алексея Навального с использованием вещества семейства «Новичок». Кроме того, за нарушение санкционного режима в отношении Ливии в другой черный список был включен бизнесмен Евгений Пригожин. К санкциям присоединилась Великобритания. В Москве все обвинения называют голословными и требуют предоставить факты.
Список лиц, попавших под персональные санкции, опубликован (.pdf) в четверг в «Официальном журнале» Евросоюза вместе с соответствующим постановлением Совета ЕС. В него вошли шесть россиян и одна организация:
- первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко,
- директор ФСБ Александр Бортников,
- начальник управления президента России по внутренней политике Андрей Ярин,
- полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло,
- заместитель министра обороны РФ Павел Попов,
- заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко,
- Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИОХТ).
Кроме того, в обновленный черный список ЕС по Ливии был включен бизнесмен Евгений Пригожин — «за подрыв безопасности этой страны и нарушение санкционного режима в отношении нее».
Санкции в отношении остальных российских фигурантов введены за «распространение и применение химоружия». Попавшим в черный список запретят въезд в страны ЕС, а также в Норвегию, которая уже объявила о присоединении к санкциям Евросоюза. Их банковские счета в европейских странах, если таковые имеются, будут заморожены.
«Это уже третий или четвертый санкционный список, куда меня включают. Ни на работе, ни на повседневной жизни это никак не отразится. Счетов, недвижимости и других активов за рубежом у меня никогда не было и нет»,— заявил «РИА Новости» Сергей Меняйло.
Ввести санкции в отношении России в понедельник договорились министры иностранных дел стран Евросоюза.
Решение было принято консенсусом, то есть никто из стран ЕС не выступил против.
При этом министры согласились в принципе ввести новые персональные санкции, а вот кто именно войдет в список, должны были в течение нескольких дней определить, как выразился глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, «технические службы». Готовый список в среду еще раз утвердили страны-участницы на уровне Комитета постоянных представителей стран ЕС в Брюсселе. «Предложение будет нацелено на отдельных лиц, которые ответственны за это (отравление Навального.— “Ъ”), а также на тех, кто участвовал в создании “Новичка”»,— объяснял журналистам официальный представитель МИД ФРГ Кристофер Бургер.
Великобритания поддержала решение Евросоюза и ввела санкции против российских чиновников, продублировав список.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал санкции, введенные ЕС и Великобританией, «сознательным, недружественным шагом в отношении России». «Москва, безусловно, проанализирует ситуацию и будет действовать в соответствии со своими собственными интересами»,— заявил господин Песков.
В Москве неоднократно заявляли, что химоружие не используют, а обвинения в свой адрес считают голословными — не подтвержденными фактами.
«Мы очень надеемся, что эти факты будут представлены не только в своем узком кругу европейских стран, но и непосредственно той стороне, которую голословно обвиняют во всех мыслимых грехах и преступлениях»,— заявил в среду глава МИД РФ Сергей Лавров. Он напомнил, что соответствующие запросы Россия направила в Германию, Францию и Швецию, в чьих лабораториях проводились необходимые исследования по «делу Навального», а также в Организацию по запрещению химического оружия.
«Пока такие факты не будут предоставлены, мы не можем воспринимать всерьез все “заклинания”, написанные явно одним текстом, которые мы слышим, и продвигающиеся в контактах с нами всеми членами ЕС. Мы больше, чем кто-либо другой, заинтересованы в установлении истины. Очень надеемся, что наши коллеги на Западе, прежде всего немцы, не будут увиливать и отлынивать от своих международно-правовых обязательств»,— заявил министр.