Пассажирно будет
ОАО РЖД повернулось к людям инвестициями
Как выяснил “Ъ”, ОАО РЖД увеличило инвестпрограмму до 2023 года на 137,5 млрд руб., нарастив вложения в Восточный полигон и отразив в документе масштабные планы по развитию пассажирского движения. Уровень освоения инвестиций в Восточный полигон, согласно плану, должен вырасти в три и более раза по сравнению с историческими данными, с чем, по мнению источников “Ъ”, у ОАО РЖД могут возникнуть проблемы. При этом, судя по инвестпрограмме, бюджетные инвестиции в пассажирский сегмент не увеличились, что создает большую нагрузку на инвестиционные возможности монополии. Собеседники “Ъ” в отрасли надеются, что государство не заставит ОАО РЖД искать средства на пассажирские проекты самостоятельно.
ОАО РЖД скорректировало трехлетнюю инвестпрограмму до 2023 года (“Ъ” ознакомился с содержанием документа). Относительно предыдущей версии она увеличивается на 137,5 млрд руб. В 2021 году инвестиции должны составить 679,6 млрд руб.: они уменьшились на 63,2 млрд руб. в основном за счет списания 40,7 млрд руб. с развития Центрального транспортного узла. В 2022 запланированы инвестиции в 837,2 млрд руб., в 2023 — 766,8 млрд руб.
На 119,7 млрд руб. возрастают инвестиции в увеличение пропускной способности участка Артышта—Междуреченск—Тайшет, обеспечивающего вывоз груза из Кузбасса и развитие Хакасии, юга Красноярского края и Тувы. Более того, суммарные инвестиции в этот участок до 2025 года увеличены на 100 млрд руб.: в долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года было 70 млрд руб., стало 170 млрд. В ОАО РЖД не пояснили “Ъ”, чем обусловлен столь значительный рост инвестиций. Впрочем, источник, близкий к монополии, говорит, что стоимость увеличилась в результате «уточнения состава и стоимости работ по результатам предпроектных проработок». Увеличилось на 42,8 млрд руб. финансирование второй очереди развития БАМа и Транссиба.
В рамках более долгосрочной инвестпрограммы, до 2025 года, инвестиции в Восточный полигон увеличились на 68 млрд руб. относительно ДПР, до 1,16 трлн руб.
При этом в новой версии с 2024 на 2025 год сдвинулись сроки завершения проекта «Транссиб за семь суток». БАМ-2, напротив, предлагается построить с опережением на год уже в 2023 году. Кроме того, появились 93 млрд руб. инвестиций в третью, пока отложенную, очередь БАМа в 2025 году (см. “Ъ” от 3 ноября).
Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что в части Восточного полигона инвестпрограмма предполагает нереалистичные темпы освоения инвестиций: исторически в среднем они не превышали 60 млрд руб. в год, максимум — 88,3 млрд руб. в 2016 году. А предполагается, что в 2020–2025 годах в среднем будет осваиваться порядка 190 млрд руб. в год, а в отдельные годы (как, например, в 2023 году) — 304 млрд руб. В 2019 году у ОАО РЖД были сложности с освоением инвестиций (см. “Ъ” от 25 октября 2019 года) из-за проблем с подрядчиками и нехватки строителей.
На рубеже 2025 года, как и писал “Ъ”, существенно увеличиваются вложения в пассажирский сегмент. Так, относительно ДПР в 2019–2025 годах эти инвестиции увеличились практически вдвое — до 1,44 трлн руб. с прежних 750 млрд руб. Появились новые проекты — в том числе Южный кластер (354,4 млрд руб.), развитие транспортного узла Петербурга (80,6 млрд руб.). Также запланировано значительное, на 238 млрд руб., увеличение инвестиций в Московский транспортный узел за счет появления в этом проекте инфраструктуры под строительство высокоскоростной магистрали Москва—Петербург. Доля пассажирского сегмента в инвестпрограмме по сравнению с ДПР возросла с 16% до 27%.
Источник “Ъ”, знакомый с инвестпрограммой, отмечает, что при кратном увеличении инвестиций ОАО РЖД в пассажирские проекты, не приносящие компании доход, объем финансирования со стороны государства сильно не увеличился.
По его словам, если у таких проектов есть существенный социально-экономический и бюджетный эффект, то государству необходимо увеличить объем их финансирования или отложить. Источник, близкий к монополии, подтверждает, что инвестиции в пассажирский комплекс будут осуществляться за счет инвестпрограммы ОАО РЖД. Еще один собеседник “Ъ” говорит, что, судя по сложностям с утверждением инвестпрограммы (см. “Ъ” от 29 октября и 2 ноября), в правительстве встречает понимание позиция грузоотправителей, отказывающихся принимать на себя все бремя развития пассажирской инфраструктуры за счет роста тарифов. Собеседник “Ъ” надеется, что правительство не оставит ОАО РЖД с масштабными пассажирскими проектами один на один. По его мнению, оптимальным было бы внесение бюджетных средств в уставный капитал монополии.