Оппозиционеры заслужили новый срок
На выборы в Госдуму-2021 пойдут почти все одномандатники от оппозиции
Практически все оппозиционные депутаты Госдумы, избранные по одномандатным округам, снова пойдут на выборы в 2021 году, рассказали “Ъ” собеседники в партиях. Такой подход отличается от установок «Единой России» (ЕР), где, как ранее писал “Ъ”, до половины действующих одномандатников могут лишиться поддержки партии на следующих выборах. У оппозиции, в отличие от партии власти, нет необходимости повышать федеральный рейтинг за счет новых одномандатников и обновлять депутатский корпус из-за смены губернаторов, поясняет эксперт.
На переизбрание в 2021 году пойдут практически все коммунисты, избранные в 2016 году по округам, рассказал “Ъ” зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин. По его словам, по нескольким кандидатам окончательные решения будут приняты через неделю-две. Как пояснил собеседник “Ъ” в КПРФ, речь, в частности, идет о режиссере Владимире Бортко, который в 2019 году незадолго до голосования снялся с выборов губернатора Санкт-Петербурга, чем вызвал недовольство в партии.
Такое решение в КПРФ объясняют хорошими рейтингами коллег. Сейчас в Думе восемь одномандатников-коммунистов, включая депутата всех созывов, главу комитета по региональной политике Николая Харитонова и депутата с 1995 года Олега Смолина. Наибольшую активность среди них в этом созыве проявлял ульяновец Алексей Куринный, ставший автором более 100 законопроектов и чаще других выступавший на заседаниях.
ЛДПР вновь выдвинет всех своих одномандатников, так как они в своих округах «уже давно работают и лучше кандидатов нет», сказал “Ъ” вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев. В их числе депутаты с 2011 года Алексей Диденко (глава комитета по федеративному устройству), Сергей Жигарев (глава комитета по экономической политике) и Василина Кулиева, а также глава комитета по физкультуре и спорту Борис Пайкин. По числу выступлений и законопроектов среди них лидирует господин Диденко (свыше 90 инициатив за созыв).
Поддержит своих одномандатников и «Справедливая Россия». Самые известные из них — думские ветераны Анатолий Грешневиков (депутат всех семи созывов) и Михаил Емельянов (в Думе с 1995 года), главы комитетов по финансовому рынку Анатолий Аксаков (депутат с 1999 года) и по ЖКХ Галина Хованская (с 2003 года), а также Елена Драпеко (с 1999 года). По словам главы предвыборного штаба эсеров Валерия Гартунга, все эти депутаты «активные и с хорошими рейтингами», кроме разве что новичка Александра Самокутяева (он победил на довыборах осенью 2020 года), но и его переизбрание партия, скорее всего, поддержит. Больше половины из них входят в число самых активных по выступлениям на заседаниях, а господин Емельянов в этом созыве числится автором 260 законопроектов.
Напомним, что в ЕР, в отличие от оппозиции, могут обновить до половины из 196 одномандатников.
Ранее источник в партии рассказал “Ъ” (см. номер от 2 ноября), что в «красной зоне» находятся как минимум 75 единороссов, чье переизбрание под вопросом из-за «потери связи с избирателями».
Большинство одномандатников от оппозиции в 2016 году получили «договорные» округа, где ЕР не выдвигала своих кандидатов, напоминает политолог Александр Пожалов. Но это, по его словам, было связано еще и с тем, что многие из них на этих территориях были достаточно популярными, как, например, депутаты Смолин, Тумусов и Аксаков. Кремль тогда стремился сохранить межпартийное сотрудничество в преддверии выборов президента и при помощи «договорных» округов отчасти компенсировал оппозиции неизбежное сокращение числа ее мандатов после перехода на смешанную модель выборов, поясняет эксперт. Сейчас же, по словам собеседников “Ъ” во всех оппозиционных фракциях, ни о каких соглашениях с ЕР на предстоящих выборах пока речь не идет.
Через конкурентные выборы в неосвобожденных округах из нынешних думских оппозиционеров прошли только четыре депутата от КПРФ. Трое победили соперников из ЕР (Алексей Куринный, Михаил Щапов в Иркутской области и Сергей Казанков в Марий Эл), а Денис Парфенов выиграл в одном из округов Москвы, где единоросс снялся с выборов.
Что же касается партии власти, то у нее иной принцип отбора кандидатов, продолжает господин Пожалов. Кампания ЕР будет проводиться при активном участии местных властей, поэтому при отборе одномандатников важны хорошие отношения кандидатов с новыми губернаторами, которые за пять лет в массе своей поменялись, и далеко не все одномандатники от ЕР нашли с ними общий язык.
Кроме того, ЕР нуждается в повышении своего общефедерального рейтинга, а значит, будет стремиться выставлять по округам кандидатов, чей личный рейтинг выше, чем рейтинг самой партии, добавляет эксперт.
Обновление состава одномандатников-единороссов объясняется еще и тем, что в ЕР конкурс на депутатское кресло выше, чем у парламентской оппозиции, отмечает политолог Екатерина Курбангалеева. «Потенциал депутатов во всех фракциях примерно одинаков, просто у ЕР есть из кого выбирать, а у оппозиции этот выбор ограничен. Сейчас оппозиционно настроенные состоявшиеся люди отказываются от активных действий в публичном поле и уходят в формат кухонного диссидентства»,— поясняет эксперт.