Ледоколам не хватает стапелей
«Росморпорт» вновь не нашел верфь для судна на 18 МВт
Даже после увеличения цены ледокола на 18 МВт для Балтики на 10%, до 8 млрд руб., ФГУП «Росморпорт» так и не смогло найти подрядчика на его строительство. На конкурс вновь не было подано ни одной заявки. «Росморпорт» сам признавал, что стоимость импортного оборудования, которая в цене строительства достигает 60%, увеличилась на 25%. Помимо неготовности верфей браться за убыточный заказ, по данным “Ъ”, предприятие столкнулось с нехваткой стапельных мест. Ледокол должен быть сдан до конца 2024 года, но собеседники “Ъ” полагают, что сроки придется сдвигать.
Конкурс на строительство ледокола ФГУП «Росморпорт» стоимостью 8 млрд руб. для работы на Балтике вновь не состоялся. Как следует из протокола, на момент окончания срока не было подано ни одной заявки.
Первый конкурс на строительство ледокола был объявлен еще в апреле, максимальная цена контракта тогда составляла 7,3 млрд руб. Основным претендентом на получение контракта назывался строительный завод «Пелла» Герберта Цатурова, который выиграл конкурс на аналогичный заказ на ледокол на 18 МВт для Дальневосточного бассейна стоимостью 7,5 млрд руб. (см. “Ъ” от 6 сентября 2019 года). Он строится на площадке верфи в Гамбурге — Pella Sietas, ледокол был заложен в конце октября.
Собеседники “Ъ” еще весной отмечали, что с учетом иностранных комплектующих и происшедшей девальвации стоимость такого ледокола должна составлять порядка 12 млрд руб. (см. «Ъ-СПб» от 2 апреля). Сейчас они оценивают заказ в 13–14 млрд руб.
После несостоявшегося первого конкурса максимальная цена контракта была увеличена до 8 млрд руб.
Как отмечал 10 декабря в рамках выступления на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» замглавы «Росморпорта» Василий Стругов, предприятие вело «длинные переговоры с "Пеллой", так как они первый ледокол взяли на волну, и, естественно, с Объединенной судостроительной корпорацией, мы очень рассчитывали, что они нам помогут». С учетом процедур за короткое время «Росморпорт» смог обеспечить увеличение стоимости на 10%, напоминал господин Стругов. «Реально надо оценивать, что как минимум оборудование выросло на 25%. Я в сторону откладываю строительно-монтажные работы, накладные расходы — они должны были, по крайней мере на российских верфях, в такой пропорции не вырасти. Импортного оборудования на таком ледоколе 85–90%, а стоимость ледокола — это 55–60% оборудование»,— говорил Василий Стругов.
В «Росморпорте» отказались от комментариев.
На увеличение стоимости строительства ледокола «Виктор Черномырдин» для «Росморпорта», в том числе из-за импортных комплектующих, а также на отсутствие технического проекта в интервью “Ъ” жаловался гендиректор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов (см. “Ъ” от 22 декабря).
Источники “Ъ” в отрасли рассказывали, что предприятие столкнулось с невозможностью разместить заказ не только из-за низкой цены, но и из-за нехватки стапельных мест.
Одним из претендентов на контракт, в частности, назывался входящий в ОСК Выборгский судостроительный завод, но верфь занята рыбопромысловыми заказами и строительством флота для ФСБ (см. “Ъ” от 25 июля). Такой заказ также могли бы выполнить прибалтийский «Янтарь» (входит в ОСК) и дальневосточная «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка).
Заводы готовы контрактоваться лишь в 2022 году, чтобы год разрабатывать техническую документацию и с 2023 года строить, рассказывают собеседники “Ъ”, знакомые с ситуацией.
При этом по Комплексному плану магистральной инфраструктуры (КПМИ) ледокол на 18 МВт должен быть построен к 2024 году. Собеседники “Ъ” полагают, что придется корректировать эти сроки.
В обновленном варианте КПМИ сроки строительства шести из десяти ледоколов уже были сдвинуты за пределы 2024 года (см. “Ъ” от 17 сентября). В рамках программы до 2030 года планируется построить десять ледоколов общей стоимостью 72 млрд руб. Сейчас у «Росморпорта» заключены договоры на три ледокола — помимо судна на 18 МВт два мелкосидящих ледокола должна построить «Звезда» за 11,2 млрд руб. (см. интервью гендиректора «Росморпорта» Андрея Лаврищева от 19 ноября). Также планируется построить два ледокола на 12–14 МВт для Архангельского и Балтийского бассейнов, два портовых ледокола на 6–8 МВт и еще два мелкосидящих ледокола. Всего ледокольный флот «Росморпорта» насчитывает 36 единиц средним возрастом 37 лет. С 2012 года предприятие построило и ввело в эксплуатацию шесть новых ледоколов.