Иранские центрифурии
Тегеран делает беспрецедентный рывок в развитии своей ядерной программы
Со среды Иран начнет обогащать уран до беспрецедентных 60%, а в ближайшее время разместит еще тысячу центрифуг на ядерном объекте в Натанзе. Таков ответ Тегерана на предположительно организованную Израилем диверсию на распределительной электросети подземного завода в Натанзе, которую иранские власти расценили как «проявление ядерного терроризма». Опрошенные “Ъ” эксперты называют решение Ирана беспрецедентным, но расходятся во мнении о его возможных последствиях.
Глава МИД РФ Сергей Лавров публично не выступил с осуждением предполагаемого теракта в Натанзе, но иранцы все равно поблагодарили его
Фото: Пресс-служба МИД России
Ответ на саботаж
О резком наращивании обогащения урана во вторник объявил замглавы МИД Ирана Аббас Арагчи. «Мы проинформировали МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии.— “Ъ”), что обогащение урана до 60% начнется завтра (в среду.— “Ъ”). Кроме того мы планируем установить 1 тыс. новых центрифуг на ядерном объекте в Натанзе»,— процитировал дипломата иранский телеканал Press TV.
Речь идет о радикальных мерах. До подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе в 2015 году Тегеран обогащал уран до 20%. Затем в рамках сделки Иран согласился на потолок в 3,67%, но после выхода из СВПД США в 2018 году возобновил обогащение до 20%. Для производства ядерной бомбы нужен обогащенный до 90% уран, и последнее решение значительно приближает Тегеран к этому показателю.
Иранские власти напрямую связали эти меры с недавней атакой на их ядерный объект.
Из российских официальных лиц их первым прокомментировал постпред России при МАГАТЭ и других международных организациях в Вене Михаил Ульянов. «Те, кто предпринял акт саботажа в отношении ядерного объекта в Натанзе, вероятно, хотели подорвать процесс восстановления СВПД. Но они недооценили вероятных существенных побочных эффектов»,— написал он в Twitter.
Накануне иранские власти официально сообщили, что причиной произошедшего в воскресенье инцидента на заводе по обогащению урана в Натанзе был взрыв, который привел к отключению электроэнергии на объекте. Израильское издание Jerusalem Post первым указало на причастность спецслужб Израиля к этой диверсии, уточнив, что она была осуществлена при помощи кибероружия. Газета The New York Times же со ссылкой на источники в американской разведке уточнила, что атака была осуществлена с помощью взрывного устройства, которое было незаконно ввезено на объект и взорвано при помощи дистанционного управления. При этом были выведены из строя как основная, так и резервная электрические системы.
Глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи назвал инцидент «проявлением ядерного терроризма».
В свою очередь глава МИД Ирана Джавад Зариф предупредил, что Израиль понесет ответственность, если выяснится, что именно он стоит за взрывом. В письме генсеку ООН Антониу Гутерришу глава иранского внешнеполитического ведомства отметил, что израильские и западные СМИ уже «косвенно подтвердили» причастность «израильских военных преступников к последнему террористическому акту». Он также напомнил, что «ряд официальных лиц израильского режима с осени 2020 года публично и открыто угрожали провести такие операции», чтобы помешать восстановлению в полном объеме «ядерной сделки».
Напомним, в практическую плоскость усилия по реанимации договоренностей 2015 года перешли на прошлой неделе, когда в Вене стартовали непрямые переговоры между США и Ираном при посредничестве остающихся в СВПД стран, среди которых и Россия. Двум экспертным комиссиям — по снятию с Ирана американских санкций и по ядерным вопросам — поручено составить перечень шагов, которые должны быть предприняты для возвращения к выполнению СВПД. Иран настаивает на одномоментной отмене всех введенных в отношении него американцами рестрикций. США же настаивают на отказе Ирана от всех решений в ядерной сфере, выходящих за рамки сделки 2015 года. Следующая встреча в Вене запланирована на 15 апреля. По словам Михаила Ульянова «без сомнения, в дополнение к предыдущим вопросам комиссия обсудит последние шаги Ирана в ядерной сфере, включая обогащение урана на уровне 60%».
Красная линия для союзников
Глава МИД РФ Сергей Лавров, посетивший Тегеран с рабочим визитом, отметил, что процесс в Вене «развивается не так уж и просто», и осудил «любые попытки подорвать его». Отдельной критики российского министра удостоился Евросоюз, накануне продливший на год санкции против Ирана в связи с нарушением прав человека в этой стране и добавивший в свой черный список еще восемь человек и три организации. Инцидент в Натанзе Сергей Лавров в ходе совместной пресс-конференции с Джавадом Зарифом, правда, не упомянул, что не помешало иранскому министру поблагодарить Москву за поддержку.
«Считаю необходимым поблагодарить российскую сторону за осуждение диверсии в Натанзе»,— сказал Джавад Зариф.
Ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что «если подтвердится, что за этим происшествием (в Натанзе.— “Ъ”) стоят чьи-то злонамеренные действия, то такой умысел заслуживает решительного осуждения». Она добавила, что Россию тревожит, как эта ситуация отразится «на многосторонних усилиях по восстановлению» СВПД.
Президент Ирана Хасан Рухани
Фото: Пресс-служба МИД России
Встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с президентом Ирана Хасаном Рухани (в центре)
Фото: Пресс-служба МИД России
Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий в беседе с “Ъ” назвал решение Ирана об обогащении урана до 60% «пожалуй, самым резким шагом, который Тегеран предпринимал в обозримом прошлом». «До такого уровня обогащения Тегеран никогда не доходил — он очень близок к уровню, необходимому для создания ядерного оружия, и его сложно объяснить гражданской необходимостью»,— пояснил эксперт. Он напомнил, что еще в феврале о такой опции говорил Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи, но тогда американская сторона отказалась это комментировать как «гипотетическую возможность» и «позерство».
«Видимо, атака против Натанза, произошедшая в разгар переговоров в Вене, потребовала с точки зрения иранского руководства максимально жесткого ответа. Это, с одной стороны, усиливает давление на США и Иран по достижению скорейшей договоренности. С другой же, это эскалирует ситуацию в регионе и повышает вероятность новых израильских атак и иранских ответов»,— предупреждает Андрей Баклицкий.
Отметим, что ситуация в регионе уже весьма накалена. Во вторник стало известно об атаке у побережья эмирата Фуджейра (ОАЭ) на принадлежащее израильской компании судно Hyperion Ray, плавающее под багамским флагом. Корабль следовал из Кувейта. По предварительной информации, атака была осуществлена с использованием ракеты, выпущенной с корабля или беспилотника. Судно принадлежит той же компании, что и атакованное в феврале судно в Оманском заливе. Тогда и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, и министр обороны Бени Ганц возложили ответственность за инцидент на Иран. А чуть позже уже Тегеран заявил, что подозревает Израиль в организации теракта на иранском судне Shahr e Kord у побережья Сирии в Средиземном море. Причиной взрыва на судне стало установленное на нем взрывное устройство. Следом, в конце марта, в Аравийском море было обстреляно грузовое судно, принадлежащее израильской компании XT Management, шедшее из Танзании в Индию. Второе же иранское судно было атаковано неделю назад в Красном море. Таким образом, счет между Ираном и Израилем в необъявленной морской войне за последние два месяца стал «три — два».
По словам Андрея Баклицкого, многое будет зависеть от способности США сдерживать Израиль, продолжая вести сложные переговоры в Вене. «Единственным выходом из сложившейся ситуации выглядит возврат сторон к СВПД»,— убежден собеседник “Ъ”.
В свою очередь директор Центра энергетики и безопасности (ЦЭБ) Антон Хлопков допускает, что решение Ирана об обогащении урана до 60% может позитивно сказаться на переговорном процессе в Вене.
«Во-первых, этот шаг может заставить американскую делегацию "выйти из спячки" и начать форсировать необходимые внутриполитические решения для выхода на договоренности с Ираном. Пока же американская делегация не торопится принимать важные для восстановления СВПД шаги»,— отметил эксперт в беседе с “Ъ”.
Во-вторых, по его мнению, этот шаг может консолидировать общественное мнение внутри США — и прежде всего политических элит страны — в пользу скорейшего возвращения к полному выполнению СВПД, чтобы не дать Ирану накопить запасы обогащенного до 60% урана. «И третье: такой шаг, возможно, подтолкнет американскую администрацию к необходимости рисовать "красные линии" не только для своих противников, но и для своих союзников, которые своими действиями зачастую наносят ущерб переговорному процессу, что в полной мере относится к недавним событиям в Натанзе»,— заключил эксперт.
Власти США накануне заверили, что не имеют никакого отношения к взрыву, а газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщила, что в Белом доме даже не были предупреждены о планах Израиля, притом что глава Пентагона Ллойд Остин как раз в воскресенье-понедельник находился с визитом в Израиле. Комментируя эту информацию, глава американской Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимбалл назвал поведение Израиля «оскорбительным и неуважительным». Он призвал МАГАТЭ провести официальное расследование инцидента в Натанзе.