Страховщики разделят ущерб от «шашечек»
в надежде на рост тарифов ОСАГО для такси
Как стало известно “Ъ”, страховое лобби предприняло попытку ускорить повышение тарифов ОСАГО для такси. Автостраховщики готовятся объединиться в перестраховочный пул по таким рискам и делиться убытками, чтобы не допустить дефицита полисов. В ответ они ожидают от ЦБ «встречного» повышения самих тарифных ставок. Способ уже применялся во время дефицита полисов для физлиц — для них была создана система «Е-гарант», автоматически распределявшая убыточных клиентов между компаниями, а затем на 20% повышена верхняя граница тарифного коридора.
По информации “Ъ”, на президиуме Российского союза автостраховщиков (РСА) компании обсудят запуск в ОСАГО перестраховочного пула для распределения убытков от страхования такси. В ЦБ все чаще поступают жалобы на недоступность ОСАГО для такси как высокоубыточных клиентов страховщиков, а система «Е-гарант» (автоматически распределяет «нежелательных» клиентов между компаниями в режиме онлайн) на юрлиц не рассчитана.
Как говорит президент РСА Игорь Юргенс, «очевидно, что разумным способом решения проблемы является повышение тарифа для убыточных сегментов — это же будет и экономическим стимулом для таксопарков для снижения аварийности».
Но повышение тарифов, покрывающее риски, может оказаться неподъемным для ряда таксопарков и приведет к тому, что они перестанут покупать полисы ОСАГО, а их пассажиры и другие участники дорожного движения окажутся не защищены. Заниженные тарифы вынудят уклоняться от страхования такси уже страховщиков.
Компании совместно с Минфином и ЦБ начали обсуждение повышения тарифа для такси минимум на 60% (см. “Ъ” от 6 апреля). «Чтобы обеспечить переходный период, когда страховые компании смогут позволить себе страховать риски такси и других высокоубыточных сегментов рынка, а таксопарки смогут усовершенствовать свои системы допуска и проверки водителей, члены РСА обсуждают возможность распределить повышенную убыточность аварийных сегментов рынка на всех страховщиков ОСАГО за счет создания перестраховочного пула»,— поясняет Игорь Юргенс. По его словам, такое решение наряду «с разумным повышением верхней границы тарифного коридора для такси» позволит решить проблему с повышенной аварийностью этого вида транспорта.
В ОСАГО в отличие от других видов обязательного страхования перестрахование было изначально запрещено. Как говорит глава перестраховочной «дочки» ЦБ — РНПК Наталья Карпова, ОСАГО — социально значимый вид страхования. «При запуске этого вида хотели избежать возможных схем и вывода денег за рубеж. Идея простая — кто взял риск, тот за него и отвечает». В 2019 году запрет на перестрахование в ОСАГО был снят. «В ОСАГО страховые суммы сравнительно небольшие (400 тыс. руб.— по риску вреда имуществу, 500 тыс. руб.— по жизни и здоровью.— “Ъ”), и страховщики могут их оставить на собственном удержании. Когда запрет был снят, к нам на перестрахование пришло всего два договора»,— говорит госпожа Карпова. Идею объединения в пул она называет справедливой в части перераспределения нежелательных рисков.
По словам же лидера движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, пул на время выравняет убыточность страховщиков, но не решит проблему аварийности такси. Это «очень полярный с точки зрения аварийности вид,— поясняет господин Шкуматов,— есть таксисты, годами не попадающие в ДТП, а есть бьющиеся регулярно. Решать проблему надо путем расширения тарифного коридора и максимально высокими ставками для аварийных таксистов».
В ЦБ “Ъ” сообщили, что предложения о пуле страховщиков регулятору еще не поступали: «Для комментариев требуется их серьезное изучение. В случае поступления Банк России изучит эти предложения». Впрочем, страховщики уже подобным образом склоняли регулятора к пересмотру тарифов. Система «Е-гарант» запустилась в 2017 году, а в 2018 году ЦБ принял решение о расширении тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз.