Студенты иностранного влияния
Сенаторы грозят защитить молодежь от иностранного вмешательства
Глава комиссии Совета федерации по защите государственного суверенитета России Андрей Климов по итогам ее заседания в четверг не исключил продолжения законодательной работы, направленной против попыток иностранного влияния на российскую молодежь. Работу с молодежью, по его мнению, Запад все активнее использует для вмешательства во внутренние дела РФ. Ранее комиссия инициировала принятие закона о просветительской деятельности, который наделил Минобрнауки и Минпросвещения полномочиями лицензировать любые просветительские проекты. Эксперты не замечают усиления работы по выдаче грантов и считают, что причиной разногласий молодежи с властью является межпоколенческий разрыв.
Комиссия Совфеда собралась 15 апреля, чтобы обсудить попытки Запада задействовать российскую молодежь с целью вмешательства во внутреннюю политику России. Зачитывая решение комиссии по итогам заседания, ее глава Андрей Климов заявил, что, по мнению сенаторов, особое внимание следует обратить на «зарубежные попытки вовлечь молодежь в противоправных целях в преддверии выборов в Госдуму».
Господин Климов убежден, что работа с российской молодежью для западных стран — один из ключевых инструментов вмешательства в дела России.
С этой целью, по его мнению, проводится работа со школами и вузами, финансируются образовательные программы. За последние три—пять лет, по словам сенатора, такая деятельность существенно активизировалась.
В качестве примера Андрей Климов рассказал, что министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис 1 марта посоветовал Евросоюзу оказывать реальную помощь российской оппозиции и выделять большие стипендии по программе Erasmus+ студентам из Хабаровска, Красноярска и Владивостока (министр высказал эту мысль в вопросительной форме в своей колонке в интернет-издании EUobserver). Сенатор объяснил это предложение «желанием отколоть Дальний Восток и часть Сибири от основной России».
Господин Климов также вспомнил о ежегодной летней школе для журналистов, которую проводил зарегистрированный в Германии Жанной Немцовой Фонд Бориса Немцова. По словам сенатора, финансовую поддержку мероприятию оказывает Европейский фонд за демократию (признан в России нежелательной организацией). Вспомнил он и о резолюции Европарламента от 17 сентября 2020 года, в которой предлагалось создать так называемый российский университет в изгнании (он до сих пор не создан). Господин Климов считает, что его создание тоже послужит делу «обработки нашей молодежи».
Он также сообщил, что только по линии американского Фонда в поддержку демократии (также признан в России нежелательной организацией) в 2020 году на гранты, прямо касающиеся российской молодежи, выделено порядка $700 тыс. «Эти деньги идут на поддержку политических акций, организацию тренингов для активистов и создание между ними устойчивой сетевой связи. И это только один из многочисленных финансовых ручейков из госбюджета США и других стран НАТО»,— предупредил господин Климов и пообещал, что сенаторы будут анализировать политическую ситуацию в стране и реагировать на попытки вмешательства ответными законодательными мерами.
Напомним, 5 апреля президент подписал поправки к закону «Об образовании», вводящие понятие «просветительская деятельность». Закон разрешает Минобрнауки и Минпросвещения лицензировать просветительские проекты и регулирует сотрудничество образовательных учреждений с международными организациями. Авторами инициативы выступили представители сенаторской и думской комиссий по борьбе с иностранным вмешательством. Представители научного сообщества заявляли, что законопроект создает предпосылки для «репрессивного и цензурирующего регулирования» образования. Счетная палата тоже дала на документ отрицательное заключение, отметив, что он может привести к ограничению деятельности НКО.
О возможных попытках иностранного вмешательства во время выборов в Госдуму на открытии очного этапа конкурса «Время выбирать» в четверг заявил и декан факультета политологии МГУ, член ЦИКа Андрей Шутов. Он, однако, отметил, что сам термин «вмешательство» нужно уточнять.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что оценить угрозу, которую наносят российской молодежи западные гранты, трудно. Усиления работы по выдаче грантов она в последние пять лет не заметила.
«Говорить, что существует какое-то влияние с помощью грантов, смешно,— полагает доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака.— Основная цель грантов — искать интересных людей, специалистов, потенциальных сотрудников, студентов, чтобы получить лучший человеческий капитал. Второй момент — наука в целом достаточно интернациональна.
Во всем мире ученые дрейфуют между университетами, между странами, и это перекрестное опыление создает тот котел, в котором зарождаются инновации. Та страна, которая постарается прекратить этот процесс, проиграет сама».
Господин Кульбака предполагает, что новые инициативы в области борьбы с иностранным влиянием на молодежь вполне вероятны, и в первую очередь ожидает попыток обуздать интернет: «Политическая верхушка теряет молодежь. Но это естественный процесс: растет межпоколенческий разрыв плюс отсутствие социальных лифтов. Поэтому молодежь думает: надо ей бороться за свои права внутри страны или надо уезжать. И естественно, что такие настроения среди молодежи будут нарастать».