Санкционная заморозка
Александр Габуев о российской стратегии Вашингтона
Принятый 15 апреля исполнительный указ президента США Джозефа Байдена с новой порцией санкций против РФ был воспринят как недружественный жест. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова даже назвала его попыткой «разрушить двусторонние отношения», не скупились на жесткие слова и другие. Со стороны может показаться, что это лишь стартовый залп по России, последуют новые удары, как происходило при Бараке Обаме и Дональде Трампе.
Однако при более внимательном взгляде ситуация выглядит иначе. Все доступные данные говорят о том, что внешняя политика мало заботит американского избирателя и не является главной темой даже для политического истеблишмента. Гораздо меньше, чем борьба с изменением климата или соперничество с Китаем.
Для Байдена же главным приоритетом остаются борьба с COVID-19, восстановление экономики после пандемии и сглаживание внутренних противоречий в американском обществе.
Основные члены внешнеполитической команды Байдена, включая моих бывших коллег Джейка Салливана (возглавляет Совет национальной безопасности), Уильяма Бернса (возглавляет ЦРУ) или Викторию Нуланд (заняла пост заместителя госсекретаря по политическим вопросам и стала старшим русистом в Госдепе), понимают, что связанные с РФ проблемы США невозможно решить за один президентский срок и они в любом случае меркнут перед масштабом внутреннего кризиса и вызова со стороны Китая. А раз так, то вопрос логично заморозить, чтобы российская повестка не отвлекала внимание от более приоритетных тем.
Санкции, объявленные 15 апреля, были нужны для демонстрации СМИ и критикам в Конгрессе, что команда Байдена не слепа в отношении российской проблемы, а «плохое поведение Москвы» до инаугурации господина Байдена не осталось без ответа. При этом новая администрация хорошо понимает, что санкции как инструмент воздействия на Россию себя давно исчерпали и не приводят к изменению ситуации в желаемую сторону.
Совершать же резкие действия вроде трамповских санкций против «Русала» или отключения РФ от SWIFT новая команда явно не собирается.
Задача всерьез исправить отношения не ставится в силу ее крайней трудоемкости, но Вашингтон хочет решать вопросы, где интересы России и США полностью совпадают. Именно поэтому господин Байден без проволочек продлил на пять лет договор СНВ, дипломаты РФ и США продолжат обсуждать контроль над вооружениями и Иран. Главная проблема сейчас — провести взаимные красные линии, которые ни одна из сторон не будет переходить, и создать каналы диалога на случай ЧП. Если Вашингтону удастся сбалансировать такую политику и Москва ее поддержит, отношения стран не будут ухудшаться. А значит, бизнес сможет рассчитывать на хоть какую-то стабильность и предсказуемость в отношении санкций.