А КС и ныне там
Жертвы репрессий рассказали Конституционному суду, как игнорируется его решение
Жертвы советских репрессий пожаловались Конституционному суду (КС) на то, что правительство РФ и Госдума не исполнили его постановление от 2019 года. Речь идет об обязательстве государства компенсировать отнятое в ходе репрессий жилье: КС требовал «незамедлительно» принять соответствующий закон, но этого до сих пор не произошло. Авторы письма жалуются, что правительственный законопроект ставит их в многолетнюю очередь на льготное жилье, хотя речь идет не о подарке государства, а о возмещении причиненного им ущерба. Впрочем, даже этот проект завис в Госдуме на неопределенный срок, говорится в письме. В профильном думском комитете уверяют, что «работа по законопроекту продолжается».
Письмо в КС направили дети репрессированных москвичей Елизавета Михайлова (73 года), Евгения Шашева (70 лет) и Алиса Мейсснер (70 лет). Они просят «обратиться от имени Конституционного суда в Государственную думу и правительство РФ с заявлением о необходимости незамедлительного исполнения постановления КС от 10 декабря 2019 года в полном объеме». В пресс-службе КС сообщили “Ъ”, что письмо в суд поступило и проходит процедуру регистрации.
Напомним, речь идет о праве жертв советских репрессий на бесплатное жилье в том городе, откуда были высланы их близкие. Государство приняло соответствующий закон еще в 1991 году — право на возмещение вреда имеют сами репрессированные и их дети. Однако полномочия по распределению квартир были переданы регионам, многие из них поставили дополнительные условия, что сделало получение квартир фактически невозможным. Родившиеся в ссылках Елизавета Михайлова, Евгения Шашева и Алиса Мейсснер много лет безуспешно добивались возможности вернуться в Москву и постепенно дошли до КС. В 2019 году КС встал на их сторону и постановил исправить закон, особо отметив преклонный возраст жертв репрессий.
Законопроект был разработан Минстроем. Он убрал некоторые ограничения, но полномочия по распределению жилья остались у регионов, не был указан и вопрос финансирования.
Фактически Минстрой предложил поставить жертв репрессий в самый конец общей очереди на льготное жилье. Авторы письма указывают КС, что вряд ли доживут до получения квартир: сейчас в московской очереди стоят около 50 тыс. семей, так что жертвам репрессий придется ждать минимум 25 лет. При этом их собственные дети уже не могут претендовать на эти квартиры.
Тем не менее летом 2020 года правительство РФ одобрило законопроект Минстроя и внесло его в Госдуму, он был принят в первом чтении. В январе 2021 года более ста общественных и культурных деятелей направили руководству России открытое письмо об этой проблеме. Авторы письма сообщили президенту Владимиру Путину, премьеру Михаилу Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину, что правительство «подошло к вопросу формально», и попросили принять такой закон, согласно которому «жертвы репрессий смогут получить жилье в короткий срок». Петицию с аналогичным требованием в адрес Госдумы подписали почти 100 тыс. человек. Более того, два специальных докладчика Совета по правам человека ООН указали в совместном письме властям РФ, что меры по обеспечению жертв репрессий жильем «являются неотложными».
Открытое письмо о «детях ГУЛАГа»
После первого чтения группа депутатов и сенаторов во главе с Галиной Хованской (СР) внесли поправки в правительственный законопроект. Они предлагают в течение года выплатить жертвам репрессий компенсации на покупку жилья из федерального бюджета.
Однако комитет Госдумы по социальной политике рекомендовал отклонить поправки и рассмотреть законопроект во втором чтении. Оно должно было состояться в феврале 2021 года, но этого до сих пор не произошло.
Елизавета Михайлова, Алиса Мейсснер и Евгения Шашева напоминают в письме: КС указал в своем постановлении, что Россия обязана «стремиться к возможно более полному возмещению вреда, причиненного жертвам репрессий, на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала». «Хотя законопроект формально разработан во исполнение постановления КС, в действительности он не соответствует этому постановлению и не позволит реабилитированным лицам реализовать свое право вернуться на прежнее место жительства»,— считает представитель заявительниц юрист Григорий Вайпан. Председатель профильного комитета Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил “Ъ”, что «работа по законопроекту продолжается». «Исполнение постановления — несрочное. По закону решение КС подразумевает, что правительство вносит проект закона в течение шести месяцев,— рассказал депутат.— Правительство это сделало, законопроект в первом чтении был рассмотрен, далее работа над ним ведется до тех пор, пока не будет полного согласия. Вы же знаете, там были вопросы разного характера, разных организаций». Сроков нового рассмотрения законопроекта он назвать не смог. Зампред комитета Михаил Терентьев (ЕР) заявил “Ъ”, что рассмотрение документа было отложено на совете Госдумы «для дальнейшего обсуждения в правительстве дополнительных поправок, обсужденных на комитете». Господин Терентьев добавил, что совет не установил сроков этого обсуждения.