Выигрыш без переоценки
Падение долгового рынка затронуло не все НПФ
Агрегированный портфель пенсионных накоплений НПФ в первом квартале 2021 года превзошел по доходности расширенный портфель ВЭБ.РФ, в котором формируются средства «молчунов». Во многом помогли созданные крупными НПФ портфели облигаций, не переоцениваемых по рыночной стоимости, что в условиях падения долгового рынка способствовало сохранению доходности. Дополнительным подспорьем стали акции, которые дорожали. Однако фонды, которые сделали ставку на подобные портфели, рискуют отстать от конкурентов при восстановлении долгового рынка.
Средневзвешенная доходность НПФ по пенсионным накоплениям (до вычета вознаграждений управляющих компаний, спецдепозитариев и самого фонда) за первый квартал составила чуть выше 4% годовых. Об этом свидетельствуют расчеты “Ъ” на основе данных 14 фондов, на которые приходится 97% обязательств по обязательному пенсионному страхованию. У большинства НПФ доходность составила 1–3,5% годовых, но у двух крупных фондов значительно превысила эти показатели: НПФ «Будущее» — 5,3% годовых, у НПФ Сбербанка — 7,6% годовых.
Доходность расширенного портфеля ПФР, через который государственная УК ВЭБ.РФ инвестирует средства «молчунов», за первый квартал составила 3,1%, портфеля госбумаг (ГЦБ) — 3% (см. “Ъ” от 14 апреля). В то же время частные УК, которые также инвестируют средства граждан, выбравших страховщиком ПФР, заработали за первые три месяца для своих клиентов 5,2% годовых (см. “Ъ” от 16 апреля).
Конъюнктура долгового рынка, в который в основном вкладывают средства пенсионные фонды, в первом квартале была не очень благоприятной.
Консервативный индекс активов пенсионных накоплений Мосбиржи (на 85% состоит из корпоративных облигаций и на 15% из ОФЗ без учета купонного дохода) снизился на 1,3%. Наиболее близкий к портфелю НПФ сбалансированный индекс (70% — корпоративные облигации, 20% — ОФЗ и 10% — акции) потерял 0,8%. Рост на 1,2% (4,8% годовых) показал лишь агрессивный индекс (40% — корпоративные бонды, 20% — ОФЗ и 40% — акции). При этом индекс полной доходности акций, которые могут входить в состав пенсионных накоплений, за первые три месяца вырос на 5,6% (22,5% годовых).
Таким образом, первый квартал выдался непростым для облигационных портфелей, подверженных рыночной переоценке. Однако НПФ, которые сформировали крупные портфели, не подверженные рыночным флуктуациям, показали более высокую доходность. У НПФ Сбербанка на начало года 57,3% приходилось на ценные бумаги до погашения. Еще 7,6% портфеля пенсионных накоплений (или более 18% от портфеля, подверженного переоценке) было представлено акциями. У НПФ «Будущее» на портфель бумаг, оцениваемых по амортизированной стоимости (аналог портфеля до погашения, не подвержен рыночной переоценке), приходилось около 50% пенсионных накоплений.
Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, 31 января 2019 года
Лошадь должна быть впереди телеги — сначала должны быть компетенции, способность зарабатывать на большем риске больший доход
В самих фондах признают, что пережить просадку долгового рынка (см. “Ъ” от 16 февраля) им помогли непереоцениваемые по рыночной стоимости портфели. «Высокие показатели доходности связаны с наличием высокой доли в портфеле долговых инструментов, удерживаемых до погашения»,— пояснили в НПФ Сбербанка. Довольно большой портфель по амортизационной стоимости «позволил зафиксировать относительно высокую доходность и быть менее чувствительными к снижению облигационного рынка в первом квартале», отмечает директор инвестдепартамента НПФ «Будущее» Иван Нечаев. По словам представителя НПФ Сбербанка, дополнительный положительный вклад в показатели по результатам первых трех месяцев внес портфель долевых инструментов.
«Показатели портфелей, не переоцениваемых по рыночной стоимости, действительно выигрышно выглядят при падении облигационного рынка»,— поясняет заместитель гендиректора «Газпромбанк — Управление активами» Вадим Сосков. Однако, по его словам, такие вложения будут отставать по доходности от портфелей, оцениваемых по рыночной стоимости, когда рынок пойдет вверх. К тому же, говорит эксперт, средства в портфелях до погашения заморожены на весь срок, а значит, фонды в этом случае лишаются возможности к серьезным покупкам бумаг, что в отсутствие поступлений новых средств создает риски последующего отставания в доходностях.