Процент оставили на осень
Запрет повышенных комиссий отложен
Финансовый комитет Госдумы перенес на осень законопроект, запрещающий банкам вводить повышенные комиссии при переводе средств от юрлиц физлицам. В ЦБ считают такие комиссии важнейшим инструментом пресечения незаконного обналичивания средств. Авторы законопроекта считают нелогичным бороться с обналичиванием с помощью комиссионных.
Как рассказал “Ъ” председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин, всю прошлую неделю шли активные консультации в поисках корректного решения проблемы регулирования повышенных комиссий по переводам средств от юридических лиц физическим. Такие комиссии банки вводят в случае подозрений, что указанная операция направлена на незаконное обналичивание средств. Законопроект о запрете подобных комиссий был внесен в Госдуму в январе 2020 года, в первом чтении его приняли только в декабре (см. “Ъ” от 20 января 2020 года). Документ был подготовлен ко второму чтению и мог быть принят в весеннюю сессию, но в начале прошлой недели финансовый комитет Думы перенес его рассмотрение на осень.
Основная проблема, по словам господина Емелина, заключается в том, что, кроме операций с признаками отмывания, у клиентов банков есть еще и сомнительные операции.
В рамках законопроекта предлагается запретить банкам взимать повышенные комиссии за переводы средств юрлиц физлицам. «Если у банка есть основания считать операции клиента сомнительными, то банк обязан их заблокировать, сообщить в уполномоченный орган и закрыть счет,— отмечает один из авторов проекта, депутат Госдумы Владислав Резник.— Борьба с отмыванием денег повышенными комиссиями на операции прямо противоречит задачам 115-ФЗ да и здравому смыслу».
Зато такой подход дает неплохой заработок банкам. По подсчетам господина Резника, основанным на данных ЦБ, оборот по операциям перечисления на счета физлиц от юрлиц только по крупнейшим банкам составляет около 3,5 трлн руб. в год. Комиссия в среднем составляет 4–5%, но в зависимости от суммы перечисления может доходить и до 12%. «Если взять лишь пятипроцентную комиссию, то годовые доходы банков составляют примерно 175 млрд руб.»,— говорит он. Предложения получили поддержу правительства, Росфинмониторинга и ключевых участников, и текст законопроекта ко второму чтению с ними согласован, утверждает депутат.
Против законопроекта выступает лишь финансовый регулятор. В Банке России заявили, что так называемые заградительные тарифы являются чрезвычайно важным инструментом, а в ряде случаев — единственным возможным способом противодействия проведению сомнительных операций.
«В том числе речь идет о сомнительных операциях по переводу на счета третьих лиц остатка денежных средств с банковского счета, который закрывается в связи с расторжением договора по инициативе клиента: лиц кредитными организациями не может быть применен предусмотренный законодательством в области ПОД/ФТ инструментарий по отказу от проведения операции»,— отмечают в ЦБ. Там предлагают компромиссный вариант: закрепить в 115-ФЗ перечень социально значимых платежей, по которым не допускается взимание заградительных тарифов. «Кроме того, мы предлагали расширить функционал межведомственной рабочей группы, созданной при Банке России, и наделить ее полномочиями рассматривать и спорные моменты, связанные с взиманием банками повышенных тарифов либо отключением от дистанционного банковского обслуживания»,— указали в ЦБ.