QR-код осваивает платежи
Будут ли такие расчеты популярны у покупателей и продавцов
Сбер подключился к системе оплаты товаров по QR-кодам, которую разработал Центробанк. Переход на такую систему выгоден магазинам, но может лишить потребителей привычных программ лояльности и ударить по прибыли банков. Оплата по QR-кодам — часть Системы быстрых платежей (СБП). ЦБ пытается распространить ее не только на переводы денег по телефону, но и на прием платежей в магазинах и сфере услуг. Как пишет РБК, банк будет тестировать систему в течение июля, а затем поэтапно сделает ее доступной всем пользователям приложения «Сбербанк Онлайн». Подключение крупнейшего игрока может сделать всю систему QR-кодам гораздо более популярной, тем более, что в ней заинтересованы продавцы. Комиссии за прием платежей по QR-кодам для них в разы меньше, чем в случае с банковскими картами. Но воспользуются ли QR-кодами покупатели?
Руководитель направления Центра исследования финансовых технологий «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея рассказал “Ъ FM”, что пока это возможно только в отдельных, относительно небольших сегментах рынка: «Все равно остается около 10% торговых предприятий, которые до сих пор не принимают безналичные платежи. Нарастает и прослойка микрокомпаний, принимающих оплату на личную карту, что является теневым способом оплаты. Люди, которые там работают, возможно, этого и не хотят. Но проблема существует из-за того, что клиент хочет оплатить безналичным платежом, а эквайринг, например, стоит дорого.
В данном случае подобная система легкого подключения, похожая на то, что они используют уже сегодня, может быть суперполезна.
С технической точки зрения у потребителя проблем не будет. С экономической, наверное, на начальной фазе действительно возможны какие-то маркетинговые инициативы, когда, например, предлагают скидки, бонусные кэшбэки.
Некоторые магазины, действительно, предлагают живую скидку. Кэшбэк во многом спонсируется межбанковской комиссией, которую платит банк-эквайр банку-эмитенту. Из-за этого не существует каких-то долгосрочных причин, почему могут существовать программы лояльности для потребителя в СБП, которая устроена экономически по-другому. У нее нет механизмов финансирования подобных программ, да и их развитие не особо вероятно. Здесь все очень сильно зависит от мотивации конкретных предприятий. Они видят иную выгоду, и, возможно, даже готовы снижать стоимость товара».
Центробанк запустил оплату по QR-кодам в рамках Системы быстрых платежей почти два года назад. Но с тех пор она так и не стала популярной. По данным регулятора, за все это время через систему прошли около двух миллионов транзакций на 12 млрд руб. Для сравнения, только за 2020 год через банковские карты россияне перевели магазинам в тысячи раз больше денег.
Тем не менее, доля QR-кодов постепенно растет, и со временем это ударит по доходам банков, считает генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев: «Пока нет очевидной перспективы, что банки перестанут вообще на этом зарабатывать и участвовать, как в бизнесе. Маржа, конечно, будет ужиматься до минимума. И, соответственно, зарабатывать на этом банки будут очень мало.
Среди тех сегментов, где у кредитных организаций есть комиссионный бизнес, этот сегмент станет самым, наверное, низкомаржинальным. Хотя буквально несколько лет назад для крупнейших банков, в частности для Сбера, было наоборот. Все двигается в эту сторону. Надо понимать, что если QR-коды — это только один из вариантов, куда двигается рынок. Биометрия и “оплата лицом” тоже один из тех механизмов, которые могут существенно изменить рынок. Но в любом случае маржинальность этих операций будет минимальна. Регулятор добивался именно такого эффекта.
Здесь никто не будет явно зарабатывать, то есть никто не выиграет от этого, кроме пользователей.
Фактически банки лишаются части своей маржи в пользу, как торговых сетей, так и конечных потребителей».
Изначально «Сбербанк» сопротивлялся подключению к Системе быстрых платежей от ЦБ. В регуляторе почти прямым текстом заявляли, что с помощью этой системы хотят разрушить монополию банка на рынке денежных переводов. А собственную систему оплаты по QR-кодам Сбер запустил еще раньше, чем ЦБ. Она также в разы выгоднее для магазинов, чем прием банковских карт. Но разработка регулятора еще дешевле. Сможет ли Банк России пошатнуть положение «Сбербанка» на платежном рынке?
Независимый экономический эксперт Семен Новопрудский считает, что эта борьба далека от завершения: «Вряд ли можно говорить о том, что это последний эпизод сериала в рамках довольно долгого, но не жесткого противостояния “Сбербанка” и ЦБ вокруг СБП. Я думаю, что Сбер придумает, как сделать так, чтобы и Банк России в данном случае к нему не имел претензий, и сохранить свою систему, или ввести какие-то дополнительные условия на других участках взаимодействия с клиентами. Это, скорее, жест доброй воли, чем признание того, что “Сбербанк” очень рад этому, и что он будет только этот сервис развивать, а свои не будет. Либо они улучшат условия по своему сервису, что более вероятно, либо придумают, как прибавить что-то к сервису ЦБ, чтобы на этом тоже зарабатывать.
“Сбербанк” до того, как была введена СБП, контролировал примерно 80% рынка быстрых платежей в России. Понятно, что его клиентская база с тех пор не стала существенно меньше, и доля этой клиентской базы, хотя постепенно размывается, но в целом Сбер пытается добрать, в том числе, за счет экосистемы. Наверное, доля “Сбербанка” в каких-то сегментах переводов платежей постепенно, возможно, будет падать. Но в целом, конечно, в обозримом будущем он сохранит доминирующее преимущество. То есть Сбер будет, скорее всего, опережать любых двух конкурентов по сумме, то есть суммарно любые два конкурента будут отставать».
Ранее к переводам между физлицами через СБП “Сбербанк” подключился только после штрафов от регулятора. А к системе QR-кодов для оплаты в магазинах Сбер присоединился после того, как поторопиться с этим банки публично попросил президент Владимир Путин.