Рестораны удачно припарковались
В зонах отдыха выросло число посадочных мест
Высокая доходность летних веранд ресторанов стимулирует операторов общепита открывать свои заведения в городских парках Москвы: за три года в крупнейших из них посадочные места увеличились на 21%. Это позволило некоторым игрокам рынка нивелировать потери от пандемийных ограничений. Но далеко не для всех рестораторов парки оказались востребованы: бизнес отпугивают сложности с получением алкогольной лицензии.
В восьми крупнейших парках Москвы сконцентрировано 18,9 тыс. посадочных мест заведений общепита, за три года этот показатель увеличился на 21%, говорится в исследовании Knight Frank. Аналитики связывают такой рост с повышением популярности зеленых зон на фоне интереса москвичей к здоровому образу жизни: парки существенно расширили аудиторию и не воспринимаются больше как место притяжения только семей с детьми. Из общего числа посадочных мест 41% (7,8 тыс.) — сезонные и доступны исключительно в теплое время года (с 1 апреля по 1 ноября), добавляют в компании.
Замдиректора департамента стрит-ритейла Colliers Валерия Гвоздева также отмечает рост интереса операторов общепита к паркам. Она добавляет, что сегмент развивается и за счет появления новых форматов, приводя в качестве примера «рестопаркинг» из 12 фудтраков в парке Горького. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров отмечает, что спрос на размещение заведений общепита в парках увеличился на фоне их реконструкции, добавляя, что многие площадки благодаря открытию катков перешли на всесезонный режим работы.
Лидером по числу посадочных мест среди московских парков, по данным Knight Frank, стала ВДНХ — 5,7 тыс., из них к сезонным относятся 37%.
Интерес к площадке со стороны операторов общепита аналитики связывают с большой долей молодежной аудитории (25–45 лет). Средний чек на ВДНХ составляет 1 тыс. руб. В парке Горького — 4,5 тыс. мест, но более половины из них доступны только летом. Здесь самый высокий средний чек — 1,26 тыс. руб. В «Сокольниках» сейчас доступно 3,9 тыс. мест, зимой их число сократится на треть. Гости парка в среднем тратят в заведениях почти 900 руб. Самых низкий средний чек, по оценкам Knight Frank, сейчас в Кузьминском лесопарке — 540 руб.
Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина констатирует, что сейчас многие рестораторы наращивают объем мест на летних верандах: за три года их совокупное количество в московских парках увеличилось на 3,6%. Это связано с высокой доходностью: выручка владельцев ресторанов с летними верандами в среднем увеличивается на 55%, а в популярных местах с высоким трафиком рост пятикратный, отмечает она. Такая тактика сыграла на руку заведениям в период ограничений летом 2021 года, когда наличие свободно функционирующих открытых площадок помогло нивелировать падение трафика из-за системы QR-кодов. Дополнительным фактором устойчивости госпожа Козина называет большую долю заведений стритфуда, предусматривающих формат to go.
Игорь Бухаров рассказывает, что парковые зоны ищут рестораторов, ориентируясь на собственные концепции развития. Валерия Гвоздева добавляет, что права аренды нестационарных торговых объектов распределяются ежегодно в рамках тендеров мэрии.
Такие площадки обходятся рестораторам дешевле привычных помещений стрит-ритейла и стоят в среднем 18-90 тыс. руб. в месяц.
Гендиректор DNA Realty Антон Белых уверен, что парковые зоны подходят далеко не всем рестораторам. В числе факторов риска эксперт называет невозможность получить алкогольную лицензию. «У многих заведений в договорах аренды отдельно прописаны ограничения на продажу спиртного»,— говорит он. Кроме того, считает эксперт, многие рестораторы принципиально не готовы сотрудничать с мэрией. «Выстроить отношения с частным собственником бизнесу проще, в эти договоры можно вносить изменения, в то время как договориться с чиновниками очень сложно»,— резюмирует господин Белых.
Рейтинг крупных парков по количеству посадочных мест в заведениях общепита
|
Источник: данные Knight Frank.