Электрокарам наращивают спрос
Насколько реализуем план по увеличению числа экологичных машин
Владельцам электромобилей разрешат бесплатно проезжать по платным трассам. Такая возможность у водителей появится со следующего года в рамках новой концепции развития производства электротранспорта в России. Правительство утвердило ее 23 августа. Как отметил премьер Михаил Мишустин, за экологичными машинами будущее. И чтобы стимулировать их продажи и производство, власти, в частности, планируют включить электрокары в программы льготного кредитования, а также выдавать субсидии на строительство заводов. В планах к 2024 году выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций по стране. А к 2030-му российских производителей машин могут также обязать продавать экологичный транспорт.
Насколько этот план реализуем? На этот вопрос ответил генеральный директор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Цифры не впечатляют, но при этом я считаю, что они вполне достижимы. Если оперировать историческими данными, то в 2019 году в России было продано 353 электромобиля, в 2020 году — 687. Поэтому, казалось бы, если бы рынок сохранял темпы роста, то через три года объем продаж составил бы около 10 тыс. электроавтомобилей, но только в мае объем продаж в России увеличился практически в десять раз.
Это говорит о том, что рынок будет расти более высокими темпами, и на эти показатели с точки зрения производства выйти возможно. Поскольку соответствующее заявление сделано, то, безусловно, проведена соответствующая подготовительная работа, которая будет измеряться миллиардами или десятками миллиардов рублей, может быть, даже большими цифрами. Определенные автомобили будут, конечно, производиться на АвтоВАЗе. Кстати, важным является, что здесь речь идет не только о легковом, но и о коммерческом транспорте. Во втором случае, я думаю, электромобили будут производиться и на КамАЗе, и на нижегородском ГАЗе».
На развитие электротранспорта в России правительство выделит около 50 млрд руб. Эти деньги пойдут на строительство зарядных станций, производство машин и батарей. Что касается стимулирования продаж, то, как писал “Ъ”, на это власти пока денег не нашли. На льготный лизинг и кредиты требуется порядка 15 млрд руб. Однако главная задача для властей сейчас — развивать инфраструктуру под электротранспорт, отмечает руководитель проекта 110km.ru Денис Смольянов. Без этого, по его словам, уже в ближайшие пять лет из России могут начать уходить крупнейшие автопроизводители:
«Нужно понимать, что век ДВС в принципе заканчивается. Сейчас власти должны максимум своих сил вкладывать в развитие в первую очередь инфраструктуры, потому что некоторые производители премиум-сегмента уже скоро будут выпускать только электромобили. После 2030 года очень большая доля вероятности, что, например, Mercedes-Benz резко будет сокращать и, скорее всего, прекратит производство машин с традиционными двигателями. С Jaguar и Audi такая же история. Они сворачивают, сокращают все инвестиции в разработку двигателей внутреннего сгорания.
И если у нас не будет инфраструктуры, премиум начнет постепенно отказываться от этого, потому что для него будет просто экономически невыгодно делать машины с ДВС».
В июле Еврокомиссия опубликовала пакет предложений, которые должны сократить количество вредных выбросов в атмосферу. Проект предполагает, что к 2035 году страны ЕС могут полностью перейти на экологичные машины.