Строгая лицензура
Управляющие выступили против совмещения видов деятельности
Управляющие компании (УК) обеспокоены планами ЦБ по совмещению лицензий. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила письмо регулятору с предложениями по развитию фондового рынка и позицией по слиянию лицензий страховых компаний (СК) и управляющих фондами и НПФ. Они считают, что объединение может привести к росту рисков для инвесторов УК.
Национальная ассоциация участников фондового рынка направила письмо в ЦБ (с ним ознакомился “Ъ”) с предложениями по проекту «Основные направления развития фондового рынка РФ на 2022–2024 годы». Предложения затрагивают широкий круг вопросов, но особенно большое внимание уделено вопросу совмещения деятельности по страхованию жизни (СК) и по управлению инвестиционными фондами, ПИФами и НПФ. ЦБ на днях представил модель совмещения видов деятельности на финансовом рынке (см. “Ъ” от 24 августа).
НАУФОР поддерживает появление новых инструментов долевого накопительного страхования жизни, но выступает против совмещения деятельности по страхованию жизни и управлению инвестиционными фондами, ПИФами и НПФ.
«Инициатива разрешить совмещение деятельности УК фондов с деятельностью страховщиков, а теперь и с деятельностью банков, НПФ и даже МФО является наиболее спорной»,— уточнил “Ъ” президент НАУФОР Алексей Тимофеев.
В письме ассоциация отмечает, что СК и УК осуществляют деятельность с разными уровнями рисков. Работа СК сопряжена с кредитными рисками, а УК несут фидуциарные риски. Совмещение большого количества различных услуг, по мнению гендиректора УК «Промсвязь» Алексея Кузнецова, создает новый спектр операционных рисков, организацию контроля которых будет необходимо создавать с нуля.
«Если в рамках одного юрлица добавляются специфические риски, связанные с деятельностью страховщика… это в целом может не очень благоприятно сказаться на устойчивости такой модели»,— отмечает гендиректор «Альфа-Капитала» Ирина Кривошеева.
В дополнение к этому на рынке опасаются, что слияние лицензий может негативно сказаться на конкуренции и качестве предлагаемых продуктов.
«Логика оптимизации расходов может заставить более крупные организации финансовых групп — банки и страховщиков поглотить их УК, что приведет к снижению, а не к усилению конкуренции на рынке и в конечном итоге навредит, а не поможет потребителям услуг»,— считает господин Тимофеев.
При этом консолидация будет происходить на базе СК, а не наоборот. «Ресурсно и за счет своих каналов привлечения СК смогут увеличить притоки частных инвестиций, поэтому скорее они будут получать смежную лицензию»,— считает Ирина Кривошеева. «В итоге вместо использования существующей многолетней экспертизы профессиональных команд УК клиентам будут предлагаться вновь созданные "на колене" продукты»,— отмечает гендиректор «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Кириллов.
СК и ВСС лишь отчасти разделяют опасения управляющих. По словам вице-президента ВСС Виктора Дубровина, большинство участников рынка предложения Банка России воспринимают как черный ящик, в котором смешаны проблемы, возможности. «По мере того как инициатива ЦБ начнет наполняться деталями, а субъекты начнут "примерять" ее на себя, и станет очевидно, что для кого-то это благо, а для кого-то чревато потерей доли рынка»,— отметил господин Дубровин.
Объединение лицензий позволит снизить издержки участников рынка, будут сокращены бюрократические процедуры, отмечает замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин.
По его словам, страховщикам интересно работать с обслуживанием платежей, а вот покупки УК или поглощения собственных не очень. «Такой этап слияний-поглощений на рынке уже прошел, скорее участники пойдут по пути усиления компетенции, повышения скорости выдачи продуктов на рынок»,— подчеркивает он. По словам директора по правовым вопросам компании «Росгосстрах Жизнь» Александра Козинова, «жизневые» СК уже давно нарабатывают инвестиционную экспертизу, иначе не могли бы развить рынок страхования жизни (в первую очередь ИСЖ) до таких масштабов.
В пресс-службе ЦБ заявили, что замечания и предложения к докладу будут приниматься до 1 октября, после чего будет сформулирована итоговая позиция регулятора.