Частные нефтекомпании шагнули в море
Правительство открывает им доступ к прибрежным акваториям
ЛУКОЙЛ и структуры бывшего министра энергетики Игоря Юсуфова первыми среди частных игроков получат геолого-разведочные лицензии в арктической акватории и на Балтике. Эти компании, несколько лет добивавшиеся доступа к этим участкам, подали заявки на геологическое изучение, которые теперь должно утвердить правительство. Решение может означать некоторую либерализацию доступа к морским участкам в то время, когда шельф закреплен за компаниями с госучастием.
Минприроды внесло в правительство проекты распоряжений о выделении пяти морских участков для геологического изучения, рассказали в министерстве. Так, Ямальская шельфовая компания (принадлежит фонду «Энергия» экс-министра энергетики Игоря Юсуфова) просила предоставить ей участки в Обской и Байдарацких губах Карского моря — Усть-Обские 2, 3, 4 и Байдарацкий в Карском море, а ЛУКОЙЛ — участок «Надежда» на Балтике.
Эти участки расположены во внутренних водах и территориальном море (12 миль от берега), а значит, являются участками федерального значения.
Хотя такие воды не относятся к шельфу (доступ к которому имеют только госкомпании) и теоретически частные компании могли на них претендовать, четкого порядка получения таких участков не существовало — на практике подобные участки в Обской губе из частных компаний удавалось получить только НОВАТЭКу. Формально с 2019 года компании могли подавать заявки на геологическое изучение участков федерального значения, но регламент, утверждающий порядок рассмотрения заявок, правительство установило лишь в сентябре 2020 года. Прием заявок открыт в два окна — в декабре—январе и июне—июле.
В случае появления заявок с совпадением границ участка недропользователи попытаются договориться о корректировке: если этого не произойдет, то Роснедра должны обеспечить подготовку аукциона на лицензию по разведке и добыче.
В фонде «Энергия» сообщили “Ъ”, что готовы провести геологическое изучение за счет своих средств. При наличии синергии с соседними проектами готовы рассмотреть предложения о партнерстве, в том числе и по созданию совместной инфраструктуры и выбора способа монетизации газа, сказали в компании.
НОВАТЭК получил свои участки в Обской губе на особых условиях — в соответствующие аукционы были внесены условия, которые позволяли только ему на них претендовать. По иным запросам частных компаний правительство могло и не объявлять торгов, и на ожидание лицензий уходили годы. Так, интерес Игоря Юсуфова к участкам к транзитным водам возник в 2018 году. Как сообщал “Ъ”, тогда он просил Минприроды предоставить лицензии на разведку пяти участков в Обской губе, среди которых Усть-Обские 2, 3. Сейчас «Новохим» господина Юсуфова владеет шестью участками на суше Ямала, которые компания приобрела в 2018 году, запрашиваемые лицензии являются продолжением уже полученных сухопутных участков. При этом Усть-Обский-3 граничит с Южно-Обским участком «Газпром нефти».
ЛУКОЙЛ, имевший и до 2008 года лицензии в Балтийском и Каспийском морях, сталкивался с трудностями при получении неосвоенных участков в акваториях. Глава компании Вагит Алекперов просил предоставить лицензию на участок «Надежда» в конце 2016 года через аукцион, но он так и не был объявлен правительством.
К внутренним водам относятся акватории Обской губы и Енисейского залива, которые интересны в основном крупным окологосударственным недропользователям, отмечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев, но решение выглядит несколько запоздалым.
В свое время частные игроки, в том числе и иностранные, готовы были вкладывать в морские проекты, но решения о либерализации доступа к шельфу не было: сейчас же активного интереса к таким проектам не наблюдается. Но, отмечает эксперт, с геологической точки зрения может быть интересна прилегающая к берегу транзитная зона Печорского и Карского морей.