Врачи просят не навредить им
Они призывают запретить судебное преследование лечащих от COVID-19 медиков
Национальная медицинская палата (НМП), возглавляемая президентом НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонидом Рошалем, призвала ввести мораторий до конца пандемии на судебные разбирательства против медучреждений и врачей, которые, по мнению истцов, некорректно оказывали помощь больным с коронавирусом. В опубликованном обращении крупнейшего медицинского сообщества России говорится, что некоторые правозащитные организации начали активно формировать спрос на свои услуги, побуждая пациентов подавать иски с требованием материальной компенсации за ненадлежащее лечение. Это, по мнению специалистов, мешает врачам делать свою работу. По информации адвокатов, за полтора года в России рассматривали около 20 подобных судебных дел, их число, вероятно, будет расти.
Представители Национальной медицинской палаты (член Всемирной медицинской ассоциации) в своем заявлении указывают, что в период пандемии, когда медицинские работники трудятся «в тяжелейших условиях», а всей системе здравоохранения «брошен серьезный вызов», некоторые международные правозащитные организации пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией и призывают граждан обращаться в суд для компенсации морального вреда, нанесенного, как они полагают, медиками. По мнению членов организации, формирование коммерческого спроса на адвокатов, оказывающих содействие в составлении исков к медучреждениям, может серьезно дестабилизировать ситуацию.
В НМП напоминают, что Минздрав одну за другой выпустил двенадцать версий временных рекомендаций по лечению инфекции. «Значит, все, кто лечил по первой, второй, третей рекомендациям, лечили неправильно? На каждую медицинскую организацию подавать иск?» — задаются вопросами авторы заявления, опубликованного на сайте Национальной медицинской палаты. Они подчеркивают, что не осуждают людей, которые решили обращаться в суды, и не оспаривают, что учреждения должны нести ответственность за некачественное лечение пациентов. Однако медики называют преступлением против общества призывы правозащитников намеренно засуживать больницы.
«Мы считаем, что в сегодняшней ситуации необходимо приостановить судебное преследование медицинских работников по всем вопросам, связанным с лечением коронавирусной инфекции, что, безусловно, пойдет на пользу всему обществу и не будет препятствовать врачам выполнять их основную обязанность — лечить людей»,— призывают члены НМП.
Поводом для реагирования, как указано на сайте организации, стали сообщения в СМИ, в которых, в частности, юристы правозащитной организации «Зона права» (внесена в реестр иноагентов), сотрудничающей с международной правозащитной организации «Агора», «анонсировали» прием обращений от родственников пациентов, умерших из-за неоказания медицинской помощи во время пандемии COVID-19, а также пострадавших в результате действий или бездействия врачей.
Руководитель «Агоры» Павел Чиков в разговоре с “Ъ” рассказал, что сервис юридической помощи «Штаб правовой помощи. Коронавирус» запущен в марте 2020 года. За первые несколько месяцев, по его словам, поступило больше 5 тыс. обращений «по самым разным вопросам», среди которых связанные с медицинской помощью «были в абсолютном меньшинстве». «За полтора года в работе у юристов было всего около 20 дел, где пациенты либо скончались, либо их состояние резко ухудшилось и они жаловались на ненадлежащее оказание медицинской помощи. В большинстве случаев эти жалобы не подтвердились. В некоторых была назначена судмедэкспертиза, по нескольким делам она еще не закончилась»,— говорит господин Чиков. Первое и единственное в России, отмечает он, решение в пользу семьи пациента было вынесено в сентябре этого года Шатурским городским судом (Московская область).
Как сообщала «Адвокатская газета» (официальный орган Федеральной палаты адвокатов РФ), Павел Самохвалов, мать которого умерла после отказа больницы от госпитализации, обратился с иском к ГБУЗ МО «Московская областная станция скорой медпомощи» и ГБУЗ МО «Шатурская ЦРБ». Он потребовал взыскать с них в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере 2 млн руб. Суд частично удовлетворил иск, взыскав 50 тыс. руб. «Массового характера такие дела не носят, по крайней мере пока»,— утверждает Павел Чиков.
«Сегодня каждый юрист, специализирующийся на медицинском праве, получает жалобы от пациентов с коронавирусом или их родственников, и на это невозможно не реагировать»,— говорит руководитель Забайкальского правозащитного центра (партнер «Агоры» и «Зоны права») Анастасия Коптеева.
Большинство обращений, отмечает она, «типовые»:
- отказ от госпитализации,
- поздняя госпитализация,
- недостаточная медикаментозная терапия,
- несоответствие помощи временным стандартам по лечению коронавирусной инфекции.
Еще ни разу в ее практике, рассказывает госпожа Коптеева, судмедэкспертиза не подтвердила причинно-следственную связь между действиями медиков и смертью пациента. «Это объясняют тем, что инфекция малоизучена, не разработаны стандарты, протоколы и клинические рекомендации не только в РФ, а по всему миру, соответственно, никто не знает, как надо заболевание лечить»,— уточняет она. И хотя судебная практика не формируется по группам заболеваний, в вопросе лечения коронавируса «все только начинается»: «Люди будут отстаивать свои права, если у них есть основания», — считает госпожа Коптеева.
Национальная медицинская палата отмечает, что в системе ОМС существует контроль качества медицинской помощи, оказываемой пациентам с коронавирусной инфекцией,— с августа 2021 года Росздравнадзором проверяются все случаи смерти, и не столько для того, чтобы наказать медорганизацию, сколько для того, чтобы предотвратить летальные исходы в будущем. В системе ОМС, подчеркивают авторы обращения, описаны механизмы досудебного решения конфликтов с медорганизациями. «В России институт независимой экспертизы только набирает силу, но медицинское сообщество готово проводить комплексную экспертизу с привлечением ведущих специалистов для подготовки независимого заключения»,— говорится в заявлении.