Суета на прилавках

Анатолий Костырев о страхе перед QR-кодами

Поднявшаяся в нескольких регионах новая волна ограничений в связи с пандемией COVID-19 — введение QR-кодов для посещения ресторанов и торговых центров — будоражит представителей бизнеса, уже ощущающих нависшую над Москвой угрозу аналогичных мер. И эта нарастающая тревожность порой проявляется в довольно неожиданных инициативах.

Анатолий Костырев

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

На днях общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса, основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявила, что считает введение QR-кодов для покупки алкоголя или посадки в такси более эффективной мерой с точки зрения контроля заболеваемости и увеличения показателя вакцинации, чем ограничение доступа в рестораны. «Так как у нас запрещена продажа алкоголя онлайн и люди не смогут купить спиртное, а для нашей страны — это очень весомая неприятность, поэтому, возможно, это бы дало результат»,— заявила госпожа Татулова.

В одной из ассоциаций торговых центров между тем обсуждают организацию дополнительных патрулей полицейских или сотрудников Росгвардии, которые бы занимались контролем масочного режима и социальной дистанции посетителей вместо системы QR-кодов. В четверг в опросе в профильной группе ассоциации в Telegram за инициативу высказалось более 50% участников.

Желание бизнеса избежать введения очевидно ненужных ему ограничений понятно. Но, как кажется, с точки зрения эффективности было бы разумнее не пытаться всеми правдами и неправдами уйти от неизбежного, а постараться заранее построить свою работу под возможные ограничения. Тем более что предсказать их введение уже можно относительно точно по косвенным и прямым признакам: количеству заболевших, заполняемости больничных коек и т. п.

К примеру, отмечают мои собеседники на рынке торговой недвижимости, владельцы магазинов могли бы устраивать распродажи перед ожидаемыми ограничениями, чтобы освобождать запасы. Однако наиболее сложные вопросы — условия аренды — в таком режиме решить пока не удается.

По словам моих источников, арендаторы помещений в торговых центрах, получив договор, первым делом интересуются, что будет в случае ограничений. А владелец одной из розничных сетей пытался заранее договориться с управляющими объектами об условиях работы на случай таких мер, как QR-коды, закрепив их в договорах аренды, но потерпел неудачу. Владельцы торговых центров теоретически могут пойти на скидки и особые условия, но не готовы договариваться об этом заранее, а только после указа местных властей, вводящего ограничения на определенный срок. Получается, что в условиях неопределенности бизнесу только и остается, что нервничать, а нам — привыкать к новым тревожным заголовкам.

Вся лента