Граждане пустились в расходы
Норма потребления в России превысила 98%
Восстановление денежных доходов населения в январе—сентябре 2021 года, поддержанное бюджетными выплатами, снижением обязательных платежей и ростом реальных зарплат, подогрело потребление, свидетельствует Росстат. Впрочем, к концу третьего квартала растущая инфляция «съела» прирост реальных зарплат во втором квартале, вернув их на уровень февраля 2021 года. Снизился и объем реальных пенсий. В сентябре же стали появляться и первые фактические подтверждения возвращения интереса граждан к накоплениям.
Подробные данные Росстата о структуре и динамике доходов и трат граждан в январе—сентябре 2021 года фиксируют заметные сдвиги в экономическом поведении домохозяйств. Статистики оценили, что в третьем квартале 2021 года реальные располагаемые доходы были на 8,1% выше, чем год назад, и на 3,1% превышали показатель за третий квартал 2019 года (по оценке Минэкономики), а с учетом сезонности были на 5% выше среднеквартального уровня 2018 года.
Основной источник роста реальных доходов — организованные зарплаты и социальные предвыборные трансферты, а также некоторое восстановление предпринимательских доходов (выплаты же без договоров и полученные от физлиц снижались, судя по их доле в доходах). Доходы от собственности (в том числе от вложений в ценные бумаги, дивидендов, аренды) и прочие (теневые) доходы снижались как в доле всех доходов, так и в объеме. Первые — из-за снижения доходности вкладов и выплат, вторые — в том числе из-за сильного роста числа самозанятых (с 1,5 млн до 2,8 млн человек за год) и «обеления» экономики, считает Игорь Поляков из ЦМАКП.
В результате норма потребления (по данным баланса доходов и расходов населения с учетом трат за границей) в третьем квартале 2021 года достигла 98,2% против 92,7% в среднем за 2020 год, подсчитал господин Поляков. Причины — реализация отложенного спроса, в том числе на заграничный сезонный отдых, и ожидания ускорения роста цен.
Помимо увеличения доходов ресурсов для бурного роста трат добавляют прирост потребительского кредитования (16,9% в годовом выражении в сентябре) и снижение доли расходов на обязательные платежи.
Одна из причин последнего — снижение текущих выплат по кредитам (выплаты процентов достигали 3% всего объема использования доходов физлиц) из-за их реструктуризации и перекредитования, полагают в ЦМАКП. По данным же ЦБ, уровень просрочки по плохим кредитам оказался минимальным за всю историю наблюдений (4,3% объема кредитования физлиц), хотя ее объем за год фактически не изменился.
Фундаментальным же фактором, поддерживающим хорошие потребительские настроения домохозяйств, остается стабильно снижающаяся безработица. В сентябре 2021 года ее уровень достиг 4,3%. «Данные Росстата свидетельствуют, что безработица снизилась до минимума. В последние десять лет такой показатель был зафиксирован только в августе 2019 года. Если анализировать данные в региональном разрезе, то растет и количество субъектов, где показатели занятости превысили допандемийный уровень. Сейчас это уже более 60% регионов — 53 субъекта»,— отметил замглавы Минтруда Антон Котяков.
В результате потребительские расходы граждан (на товары, услуги и общепит) за девять месяцев 2021 года в годовом выражении выросли на 11,6%, превысив допандемийный уровень (в том же периоде 2019 года) на 2,1% (в августе на 1,3%), оценили в Минэкономики. Впрочем, внутригодовая динамика показателя демонстрирует признаки стабилизации. По оценке ЦМАКП, если в первом квартале с учетом сезонности расходы граждан росли на 1,9% в среднем за месяц, то во втором — на 0,3%, а в третьем — на 0,5%. Аналитики Минэкономики в обзоре за сентябрь—октябрь отмечают, что, по данным Сбериндекса, темп роста спроса год к году в сентябре замедлился до 15,4% после 15,8% в августе (в номинальном выражении), а с 1 по 24 октября — до 13,5%. «После ускоренного роста потребительской активности, по данным контрольно-кассовой техники в августе и сентябре 2021 года, обусловленного влиянием выплат школьникам и пенсионерам, оборот торговли за три недели октября также демонстрирует замедление»,— добавляют они. Очевидной причиной последнего являются выросшие цены и ужесточение денежной политики ЦБ (удорожание кредитов), а также начавшееся снижение реальных зарплат и пенсий.
Зарплаты, по оценке ЦМАКП, с учетом сезонности в июне к маю 2021 года выросли на 1,8%, в июле к июню снизились на 0,7%, а в августе к июлю — на 2,6% (по оценке Минэкономики, снижение показателя за июль и за август было по 0,2%).
Пенсии же, несмотря на недавнее повышение в сентябре, оказались на 2% ниже, чем год назад.
В итоге, как уже отмечал “Ъ”, в сентябре граждане не только проедали полученные от государства трансферты, но и пополняли ими депозиты (см. “Ъ” от 26 сентября), доходность которых в некоторых банках в октябре стала догонять инфляцию, перешагнув за 8%. Судя по данным Росстата, роль наличных в сбережениях граждан сильно снизилась (за январь—сентябрь 2021 года прирост наличных на руках у граждан составил 680 млрд руб. против 2,5 трлн руб. год назад), но выросла роль недвижимости — эта форма сбережений остается самой востребованной.