Снова нездорово
Коронавирус вновь стал главной внутриполитической темой в регионах
После небольшого перерыва, связанного с выборами в Госдуму, ключевой темой внутриполитической повестки снова стала борьба с коронавирусом. Об этом говорится в очередном рейтинге общественно-политической устойчивости регионов от фонда «Петербургская политика». По сравнению с 2020 годом эпидемиологическая ситуация во многих субъектах значительно ухудшилась, но принимать меры в отношении местных властей центр не будет, считают эксперты — в том числе и потому, что единого рецепта по борьбе с пандемией до сих пор нет, а субъектам РФ делегирована определенная свобода в принятии антиковидных решений.
Как отмечается в докладе «Петербургской политики», в первые 20 дней октября в центре внимания регионов были итоги единого дня голосования 19 сентября и последовавшие за этим кадровые решения. Однако в начале третьей декады произошло «возвращение к довыборной повестке», связанное с новым всплеском заболеваемости коронавирусом и «стремительным ухудшением показателей смертности».
Последний вывод эксперты проиллюстрировали данными Росстата о смертности в России за 2020-2021 годы в сравнении с «доковидным» 2019-м. Первый заметный скачок пришелся на май 2020 года, когда общая смертность составила 111,9% к маю 2019-го, в сентябре она выросла до 122,8%, а в декабре превысила 163%. В первой половине 2021 года кривая пошла вниз, но затем рост возобновился, и с июня по сентябрь избыточная смертность находилась на уровне 35–45%, превысив аналогичные показатели 2020 года.
Список регионов с максимальной избыточной смертностью за девять месяцев 2021 года (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года) возглавили Ингушетия (49,3%), Москва (40,7%), Санкт-Петербург (39,8%), Калмыкия (39,1%) и Ленинградская область (37,1%), наименьшим этот показатель был на Чукотке и в Туве — соответственно 6,9% и 6,3%.
Впрочем, федеральные власти вряд ли будут оценивать усилия регионов по борьбе с коронавирусом исходя из статистических показателей, поскольку «уровень общего доверия к статистике (особенно по числу инфицированных) сложно назвать высоким», а разница аналогичных показателей на разных территориях порой «бросается в глаза».
Эксперты считают, что в целом власти не настроены на разбор полетов или поиск виноватых в центре либо в регионах.
«Любое наказание виновных может дестабилизировать систему на несколько месяцев. Кроме того, никто же не знает, как именно надо бороться с ковидом. Главное для власти — показать, что она видит проблему и не бездействует»,— поясняет глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов.
Ограничения, вводимые в российских регионах в связи с пандемией, едва ли станут поводом для открытых протестов, как это случилось в ряде европейских стран, полагают эксперты: российские локдауны в большинстве случаев скоротечны, а редкие акции недовольных достаточно легко пресекаются властями.
В то же время в качестве опасной тенденции авторы доклада выделяют обострение конфликтов между административной системой и врачебным сообществом.
В последние полтора года медики воспринимались как «главные агенты государства по борьбе с пандемией», но сейчас они столкнулись с целым рядом проблем. Среди них, например, «психологическое выгорание» из-за сверхнагрузки (этим эксперты объясняют, в частности, недавний скандал в Еврейской автономной области, где работники станции скорой помощи объявили о коллективном увольнении из-за принуждения к вакцинации. Позже власти региона сообщили об урегулировании ситуации.— «Ъ») и нарастание разницы в оплате труда врачей, что ведет к их оттоку в более «прибыльные» регионы.
Серьезной проблемой авторы доклада считают и раскол среди самих медработников по отношению к вакцинации, фактическим признанием которого стало требование Росздравнадзора сообщать правоохранителям о случаях «антипрививочных» действий со стороны медиков.
Политолог Владимир Шемякин считает, что в решении центра делегировать регионам право принятия конкретных решений по борьбе с пандемией есть здравое зерно: «Возможность поэкспериментировать позволит сравнить эффективность принимаемых мер. С большим интересом слежу, например, за "вольнодумством" Татарстана, который покусился на святое и предположил, что ковид распространяется не только в ресторанах и театрах, а еще и в общественном транспорте. Если им удастся отстоять доступ в общественный транспорт по QR-кодам, то, возможно, мы получим очень эффективный способ борьбы с пандемией».
Глава экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов, в свою очередь, отмечает, что пандемия стала временем, когда «элиты чувствуют свободу от ограничений», причем не только по «противовирусным» вопросам.
«Нигде в мире нет не только масштабных антикоррупционных расследований по пандемийным делам, но и происходит своеобразная индульгенция за старое. Примеров масса — от главы Минздрава Германии Шпана, в суде добившегося запрета на освещение в СМИ его сделок с недвижимостью, до экс-короля Испании Хуана Карлоса, который несколько лет скрывался от испанского правосудия в ОАЭ, а теперь планирует вернуться на родину»,— говорит эксперт.