Россию притягивают к границе с Польшей

Москва сочла «выходящими за рамки здравого смысла» обвинения в причастности к кризису

Россию все более недвусмысленно называют на Западе участником, если не инициатором острого миграционного кризиса на белорусско-польской границе. Власти Польши и Литвы обвинили Москву в проведении «операции» на границе Евросоюза. При этом покидающая пост канцлера ФРГ Ангела Меркель созвонилась с президентом РФ Владимиром Путиным, попросив его повлиять на белорусского лидера Александра Лукашенко. В Москве все обвинения в причастности к кризису категорически отвергают, при этом защищая союзника словами и действиями, такими как совместное авиапатрулирование белорусской границы.

Лагерь беженцев на белорусско-польской границе

Фото: Марианна Беленькая, Коммерсантъ

За несколько дней обострения на белорусско-польской границе некоторые страны успели сделать однозначный вывод: в происходящем виноват не только Минск, но и Москва. Первым эту мысль высказал во вторник вечером премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. По его мнению, речь идет о «части более крупной операции, скоординированной атаки, которая носит характер войны нового типа».

В среду политик развил мысль, сказав: «Это не миграционный кризис. Это политический кризис, спровоцированный с целью дестабилизации ситуации в ЕС».

«Мы хотим сотрудничества с Россией и Белоруссией, но и не с пистолетом у головы, а с демократическими странами, которые не используют политический шантаж, как мы трактуем события на нашей восточной границе»,— добавил он. Со схожим заявлением о роли Минска и Москвы в среду выступил Арвидас Анушаускас — министр обороны Литвы, которая также столкнулась с наплывом мигрантов.

Эту мысль тут же подхватили на Украине. Так, экс-глава МИДа Павел Климкин прокомментировал в Facebook состоявшееся в среду заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), ключевой темой которого стала ситуация на белорусско-польской границе. «Проведение (заседания.— “Ъ”) СНБО по российской спецоперации с беженцами в Беларуси — это правильная история,— написал он.— Но заседание следовало провести после встреч секретарей Советов безопасности. Как минимум Украины, Польши, Литвы и Латвии с участием Брюсселя. Чтобы выйти с общей позицией и общей стратегией».

Представители Москвы и Минска продолжают утверждать, что не имеют к потоку мигрантов никакого отношения.

«Удивительно, конечно, то, что мы слышим из Варшавы. Это, честно говоря, на мой взгляд, переходит все возможные рамки и приличия, и здравого смысла. Я говорю и об обвинениях в адрес нашей страны, и в целом об оценках ситуации... Ну невозможно же вот так, просто на голубом глазу говорить неправду и врать»,— заявила представитель МИД России Мария Захарова в утреннем эфире на YouTube-канале «Соловьев Live». «Это абсолютно безответственное и неприемлемое заявление»,— согласился с такой оценкой выступления Матеуша Моравецкого пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Глава МИД Белоруссии Владимир Макей подтвердил в интервью «РИА Новости»: «Никто (в Минске.— “Ъ”) никогда не получал из Москвы никаких указаний об организации нелегальной миграции. Это результат действий самого ЕС. Это просто попытки оправдать свою конфронтационную политику по отношению к Москве». При этом дипломат заверил: «Мы как защищали и охраняли границу, так и продолжаем. Только в этом году около 700 лиц было задержано за попытку пересечь границу, пресечено 11 потоков нелегальной миграции, заведено 14 уголовных дел».

Впрочем, эти цифры несоизмеримы с числом нелегалов, которые успешно пересекли границу Евросоюза.

В полиции ФРГ отмечают: с начала года зарегистрировано свыше 9 тыс. беженцев, которые попали в страну через Белоруссию и Польшу.

В основном это иракцы, сирийцы и афганцы. На этом фоне председатель конференции министров внутренних дел ФРГ Томас Штробль (представляет федеральную землю Баден-Вюртемберг) выступил против размещения беженцев на территории Германии. «Если мы сейчас начнем перевозить в Германию первых беженцев от внешних границ ЕС, то это станет сигналом бедным или раздираемым конфликтами странам: отправляйтесь в путь, Лукашенко как-нибудь добьется того, что вы попадете в Германию»,— сказал он, дав понять, что допустить такого сценария нельзя.

Тем временем Ангела Меркель, которая вскоре покинет пост канцлера ФРГ, хоть и не стала публично обвинять Россию в причастности к происходящему, но решила созвониться с Владимиром Путиным, чтобы попросить его повлиять на Александра Лукашенко. «Канцлер подчеркнула, что использование белорусским режимом мигрантов против Европейского союза — бесчеловечно и совершенно неприемлемо»,— сообщил представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт. А на вопрос, почему госпожа Меркель не позвонила самому белорусскому президенту, господин Зайберт ответил так: «Оценка немецкой стороны заключается в том, что российское руководство имеет значительное влияние в Минске и на режим Лукашенко».

В свою очередь, Владимир Путин выступил как раз за то, чтобы Минск и страны Европы общались между собой напрямую.

Кирилл Кривошеев

Фотогалерея

Миграционный кризис на границе с Белоруссией

Смотреть

Вся лента