«Негативные тенденции в экономике не могут не тревожить»
Дмитрий Дризе — о выступлении главы Банка России в Госдуме
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме, сообщила о росте так называемой продовольственной инфляции до двузначных значений. По ее словам, необходимо любой ценой снизить этот показатель до уровня 4%. Для этого ЦБ использует повышение процентной ставки, за что его нередко критикуют. Набиуллина привела исторический пример — в 70-е годы Бундесбанк посредством подобного механизма сумел восстановить стабильность. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе больше всего опасается административного регулирования экономики.
План по инфляции не выполнен. Более того, так называемая продовольственная инфляция достигла двузначных значений, причем есть угроза, что и в будущем году негативные тенденции сохранятся.
И это, конечно, не может не тревожить. В чем же причина подобного положения дел и, в частности, почему растет стоимость продуктов? По словам Эльвиры Набиллиной виноваты в этом не очень хороший урожай и внешняя конъюнктура, то есть цены повышаются по всему миру. Как известно, есть такая проблема, как дефицит рабочей силы и, как следствие, ее удорожание в том числе и в сельском хозяйстве. Мигранты не едут, а заменить их некем.
Пандемия смешала все карты — регулятор не успевает на все на это реагировать. Ранее председатель Банка России говорила, причем не она одна, о том, что коронавирус в целом изменил образ жизни человека. За границу в отпуск стали ездить меньше, а свободные деньги пошли на рынок. Нет у наших граждан привычки копить, они норовят все потратить, и даже кредиты идут в дело, а банки порой дают их без разбора. С одной стороны, льготная ипотека — это хорошо, но, с другой — жилье подорожало, и все это вкупе влияет на инфляцию.
На что здесь хочется обратить внимание? Эльвира Набиуллина не говорит о страшных заговорах экономических субъектов, и то с последними надо бы как следует разобраться или попросить поделиться, хотя это не компетенция Банка России бороться с нечистыми на руку бизнесменами. Но, с другой стороны, она же перечисляет причины роста цен, и эту не называет. У ЦБ есть механизм изменения процентной ставки, которым он и пользуется. Экономисты, финансисты, большие и малые бизнесмены могут его за это критиковать, говорить о том, что экономика задыхается без сводных денег, и, наверное, в их словах есть немалая доля истины.
Однако остается один принципиальный момент, можно спорить о частностях, но оставаться единым в главном: если в России существует рыночная экономика, она должна рынку же и подчиняться, нравится это кому-то или нет.
Центробанк регулирует происходящее процессы — плохо или хорошо — это другой вопрос. Но при этом он не пытается пересажать коммерсантов или приказать ценам остановиться. Или взять такой актуальный вопрос, как льготная ипотека, что, к большому сожалению, тоже является административным вмешательством, которое приводит к перекосам. И, как следствие, вместо «как лучше» получается «как всегда».
Это необходимо учитывать всем, кто призывает возродить госплан, национализировать промышленность, напечатать побольше денег, потратить Фонд национального благосостояния. Не нужно этого делать, потому остается большая вероятность, что будет хуже. Более того, учитывая сложную ситуацию в целом, может быть, стоит подумать о том, чтобы в очередной раз снизить давление на бизнес и устранить разного рода барьеры. И чтобы население научилось копить, нужно, чтобы было что вкупе с уверенностью в завтрашнем дне. Впрочем, это уж точно выходит за пределы полномочий Банка России.