Куда ведет карбоновый след?
Участники программы «Приоритет 2030» против парникового эффекта
Ряд университетов, ставших участниками программы «Приоритет 2030», представили проекты, так или иначе связанные с изучением эмиссии и поглощения климатически активных газов. Вузы рассказали, зачем нужны карбоновые полигоны, почему ученые и студенты работают не только на суше, но и на море и какой вуз дал зеленый свет зеленому транспорту.
«Сеть карбоновых полигонов постепенно расширяется. В ближайшее время они будут созданы в Югре, на Ямале, в Башкирии, Воронежской, Томской областях. Наша цель — охватить все виды экосистем для создания научного базиса национальной системы мониторинга потоков парниковых газов. Необходимо оценить реальный углеродный баланс территории страны. Россия должна войти в лидеры секвестрационной индустрии»,— заявлял ранее министр науки и высшего образования, председатель комиссии по отбору в программу «Приоритет 2030» Валерий Фальков.
Карбоновые полигоны — это территории, где проводятся исследования климатически активных, или парниковых, газов, в особенности диоксида углерода и метана. В России по поручению президента Владимира Путина сейчас создается сеть таких полигонов: проектом предусмотрено семь пилотных площадок в разных природных зонах и типах экосистем, программа рассчитана на два года. Специалисты проводят мониторинг парниковых газов в естественных и искусственных ландшафтах — это поможет узнать, какое влияние оказывает наша страна на глобальные климатические процессы — и ищут способы увеличить поглощение углерода.
17 ноября открылся карбоновый полигон «Росянка» в Калининградской области, ставший третьим объектом сети и первым обладающим не только сухопутным, но и морским участком. «Расположение полигона важно, поскольку именно ЕС выдвигает самые жесткие требования по сокращению выбросов парниковых газов, подкрепленные серьезными финансовыми и экономическими инструментами регулирования,— объясняет ректор Балтийского федерального университета (БФУ) им. И. Канта Александр Федоров.— А наличие сразу двух площадок позволяет собрать уникальный и разнообразный массив экспериментальных данных для разработки уточненной методики оценки углеродного баланса природными экосистемами».
На сухопутной части полигона, расположенной на торфянике, планируется изучать не только парниковые газы, но и протестировать технологии вторичного заболачивания осушенной территории. «Другими словами, ученые смогут привести болото в его естественное состояние. Это позволит предотвратить пожары, значительно снизить выбросы парниковых газов, создать условия для появления утраченных видов флоры и фауны»,— отмечает Александр Федоров.
Что касается морского участка, то в контексте «карбоновой повестки» Балтийское море является уникальным бассейном, говорит ректор БФУ: «Здесь наблюдается ярко выраженный региональный максимум секвестрирования углекислого газа за счет фотосинтеза, интенсивность которого наиболее высока на юге, где планируется размещение морского участка карбонового полигона. Вместе с тем именно в Юго-Восточной Балтике разрабатываются самые крупные региональные месторождения углеводородов и существует их эмиссия из земной коры в гидросферу и атмосферу. Эта эмиссия ранее количественно не оценивалась. Хорошая геологическая изученность, наличие большого количества законсервированных скважин и развитая транспортная инфраструктура позволяют считать Калининградский регион, включая море, перспективным для испытания технологий подземного хранения углекислого газа».
Второй морской карбоновый полигон появится на противоположном от Калининградской области конце страны — силами консорциума, инициированного на Восточном экономическом форуме в 2021 году Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ), куда также вошли ряд профильных научных институтов. «Партнеры ДВФУ располагаются на территориях, которые представляют собой разные типы экосистем: Камчатка — полуостров, Сахалин — остров, Приморье — материк. Это дает возможность отрабатывать различные модели управления этими прибрежными территориями, включая технологии декарбонизации»,— отмечает директор Института Мирового океана Кирилл Винников.
Морской карбоновый полигон будет способствовать разработке технологий для измерения и уменьшения углеродного следа, оставляемого жителями региона, продолжает он: «Мы займемся изучением пространственно-временных закономерностей распределения, динамики и количественных характеристик парниковых газов в единой системе суша—океан—атмосфера для оценки вклада дальневосточных и восточноарктических морей в общемировой сток и баланс углерода. Данные, полученные в рамках проекта, послужат основой для моделирования бюджета углерода в Мировом океане».
Еще один карбоновый полигон появится в 2022–2023 годах в Красноярском крае на базе первого в России климатического научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь». «Площадь лесов Красноярского края составляет 106,7 млн гектаров. По данным национального кадастра парниковых газов, леса Красноярского края ежегодно поглощают 53,9 млн тонн CO2-эквивалента. Это даст возможность с запасом “компенсировать” эмиссию парниковых газов предприятий региона. Уточнение данных по связыванию углерода лесными и болотными экосистемами наряду с устойчивым лесоуправлением позволит значительно увеличить углеродный бюджет региона и России в целом, а также обеспечить “углеродную” поддержку другим регионам РФ или соседним государствам»,— подчеркивает научный руководитель Сибирского федерального университета (СФУ) Евгений Ваганов.
Впрочем, карбоновые полигоны не единственный способ бороться с выбросом климатически активных газов. Например, один из стратегических проектов Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ) посвящен «озеленению» транспорта. «Он направлен на достижение технологического лидерства для ускоренного перехода российской транспортной системы к устойчивому низкоуглеродному развитию», — рассказывает проректор РУТ (МИИТ) Виталий Борщ.
В рамках проекта разработана подпрограмма внедрения газомоторной техники на железнодорожном транспорте, система оценки экологичности транспорта и соответствующих объектов инфраструктуры с учетом международного опыта применения зеленых стандартов, а также предложения по внедрению показателей устойчивого развития в систему стратегического планирования транспортной отрасли. Кроме того, в вузе созданы отдельные образовательные программы, формирующие компетенции в области низкоуглеродного и устойчивого развития видов транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, добавляет Виталий Борщ. Также в РУТ (МИИТ) работают над созданием программно-аппаратных решений, которые автоматически отслеживают данные по выбросам и результатам реализации климатических проектов на транспорте.
Первый карбоновый полигон открылся 30 августа 2021 года в Тюменской области на биостанции ТюмГУ на озере Кучак. По словам первого проректора университета Андрея Толстикова, даже учитывая 27-летнюю работу биостанции, накопленный опыт и знания по ключевым направлениям, а также современное оборудование для мониторинга, открытие полигона «было сложной и нетривиальной задачей».
«В ТюмГУ был выполнен ряд знаковых проектов по исследованию текущего состояния и способности экосистем к поглощению углерода, а также были сделаны прогнозные сценарии воздействия климатических изменений как для территории Западной Сибири в целом, так и, в особенности, для южной, сельскохозяйственной части Тюменской области»,— говорит он.
К работе в исследовательских командах активно привлекаются студенты, начиная с 1-го курса бакалавриата, добавляет первый проректор ТюмГУ: «Это не только биологи и географы, но и физики и ребята, выбравшие специальности в области информационных технологий».
Материал предоставлен Пресс-службой «Приоритет 2030»