Спецов сажают на процент
Временным администрациям банков расписали нормы расходов на экспертов
ЦБ обозначил рамки, в которых временная администрация банка и управляющий в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ) могут оплачивать услуги привлеченных со стороны специалистов. Регулятор рассчитывал ставки на базе «статистических данных». Эксперты называют этот уровень легализацией сложившегося завышения расходов.
Банк России опубликовал проект указания, в котором установил предельный размер расходов на услуги привлеченных лиц в период от момента отзыва лицензии до проведения собрания кредиторов, утверждающего смету затрат. Как говорится в пояснительной записке к документу, указание «разработано в целях установления порядка оплаты и предельного размера расходов на оплату услуг бухгалтеров, аудиторов, депозитариев, оценщиков, операторов электронных торговых площадок и иных лиц».
Как пояснили в ЦБ, величина расходов, связанных с деятельностью временной администрации, напрямую зависит от масштабов деятельности ликвидируемой финансовой организации: «Достоверно масштабы деятельности организации характеризует балансовая стоимость ее активов, которая определяется по данным представляемой в Банк России отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате отзыва лицензии. Приведенные в проекте указания предельные размеры оплаты основаны на статистических данных фактических расходов на оплату услуг организаций и лиц, привлекаемых конкурсными управляющими кредитных организаций».
Согласно указанию, предельный размер указанных расходов для финансовых организаций с активами до 1 млрд руб. установлен на уровне не более 5% от размера их балансовой стоимости; от 1 млрд до 5 млрд руб.— не более 3%; от 5 млрд до 15 млрд руб.— не более 2%; более 15 млрд руб.— не более 1,5% от балансовой стоимости активов.
По мнению советника РКТ Елены Кравцовой, проект указания ЦБ скорее направлен на «легализацию высоких расходов и содержит высокие ставки». Например, при балансовой стоимости активов 10 млрд руб. (по проекту берут бухгалтерскую отчетность перед отзывом, которая всегда «раздута» и не отражает реальные цифры), исходя из проекта, на привлеченцев можно выделять до 200 млн руб., говорит она. Реальная стоимость имущества ликвидируемых финансовых организаций, по оценке АСВ, в среднем составляет около 14% их балансовой стоимости. При этом по банкам, которые поступили в конкурсное производство в последние два-три года, этот показатель превышает 50%.
Кроме того, по словам эксперта, письмо урегулирует расходы до согласования собрания кредиторов, то есть это даже промежуточные расходы, а не затраты на всю процедуру, а значит, можно смело говорить о том, что расходы на всю процедуру могут быть еще выше.
«Письмо не направлено на обоснование расходов через связь с реальной стоимостью активов либо реального результата работы привлеченных специалистов (пополнение конкурсной массы). На мой взгляд, с ним еще проще будет обосновывать высокие расходы за счет конкурсной массы»,— полагает госпожа Кравцова.
Она приводит пример Пробизнесбанка: «Лицензия была отозвана 12 августа 2015 года. Балансовая стоимость активов на последнюю отчетную дату (31 декабря 2014 года) — 130 млрд руб. Согласно проекту указания АСВ могло потратить на привлеченцев не более 1,5%, значит, более 1,5 млрд руб. Но при этом Верховный суд РФ посчитал расходы в размере 312,9 млн руб. нецелесообразными».
С такими ставками меньше привлекать сторонних лиц к банкротству не будут и дешевле оно не станет, согласен арбитражный управляющий Игорь Илларионов: «Утверждение новых правил больше выглядит как легализация "космических вознаграждений", а не как ограничения, способствующие выравниванию ситуации на рынке». При этом, по мнению управляющего, теперь станет сложнее оспаривать вознаграждение привлеченцев, «ведь теперь оно абсолютно обосновано и кредиторам сложно доказать его абсурдность».