Спецов сажают на процент

Временным администрациям банков расписали нормы расходов на экспертов

ЦБ обозначил рамки, в которых временная администрация банка и управляющий в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ) могут оплачивать услуги привлеченных со стороны специалистов. Регулятор рассчитывал ставки на базе «статистических данных». Эксперты называют этот уровень легализацией сложившегося завышения расходов.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Банк России опубликовал проект указания, в котором установил предельный размер расходов на услуги привлеченных лиц в период от момента отзыва лицензии до проведения собрания кредиторов, утверждающего смету затрат. Как говорится в пояснительной записке к документу, указание «разработано в целях установления порядка оплаты и предельного размера расходов на оплату услуг бухгалтеров, аудиторов, депозитариев, оценщиков, операторов электронных торговых площадок и иных лиц».

Как пояснили в ЦБ, величина расходов, связанных с деятельностью временной администрации, напрямую зависит от масштабов деятельности ликвидируемой финансовой организации: «Достоверно масштабы деятельности организации характеризует балансовая стоимость ее активов, которая определяется по данным представляемой в Банк России отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате отзыва лицензии. Приведенные в проекте указания предельные размеры оплаты основаны на статистических данных фактических расходов на оплату услуг организаций и лиц, привлекаемых конкурсными управляющими кредитных организаций».

Согласно указанию, предельный размер указанных расходов для финансовых организаций с активами до 1 млрд руб. установлен на уровне не более 5% от размера их балансовой стоимости; от 1 млрд до 5 млрд руб.— не более 3%; от 5 млрд до 15 млрд руб.— не более 2%; более 15 млрд руб.— не более 1,5% от балансовой стоимости активов.

По мнению советника РКТ Елены Кравцовой, проект указания ЦБ скорее направлен на «легализацию высоких расходов и содержит высокие ставки». Например, при балансовой стоимости активов 10 млрд руб. (по проекту берут бухгалтерскую отчетность перед отзывом, которая всегда «раздута» и не отражает реальные цифры), исходя из проекта, на привлеченцев можно выделять до 200 млн руб., говорит она. Реальная стоимость имущества ликвидируемых финансовых организаций, по оценке АСВ, в среднем составляет около 14% их балансовой стоимости. При этом по банкам, которые поступили в конкурсное производство в последние два-три года, этот показатель превышает 50%.

Кроме того, по словам эксперта, письмо урегулирует расходы до согласования собрания кредиторов, то есть это даже промежуточные расходы, а не затраты на всю процедуру, а значит, можно смело говорить о том, что расходы на всю процедуру могут быть еще выше.

«Письмо не направлено на обоснование расходов через связь с реальной стоимостью активов либо реального результата работы привлеченных специалистов (пополнение конкурсной массы). На мой взгляд, с ним еще проще будет обосновывать высокие расходы за счет конкурсной массы»,— полагает госпожа Кравцова.

Она приводит пример Пробизнесбанка: «Лицензия была отозвана 12 августа 2015 года. Балансовая стоимость активов на последнюю отчетную дату (31 декабря 2014 года) — 130 млрд руб. Согласно проекту указания АСВ могло потратить на привлеченцев не более 1,5%, значит, более 1,5 млрд руб. Но при этом Верховный суд РФ посчитал расходы в размере 312,9 млн руб. нецелесообразными».

С такими ставками меньше привлекать сторонних лиц к банкротству не будут и дешевле оно не станет, согласен арбитражный управляющий Игорь Илларионов: «Утверждение новых правил больше выглядит как легализация "космических вознаграждений", а не как ограничения, способствующие выравниванию ситуации на рынке». При этом, по мнению управляющего, теперь станет сложнее оспаривать вознаграждение привлеченцев, «ведь теперь оно абсолютно обосновано и кредиторам сложно доказать его абсурдность».

Максим Буйлов

Вся лента