Субъектам пропишут полномочия
Законопроект о региональной власти ко второму чтению нарастил объем
Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству в понедельник рассмотрит поправки в законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Всего их поступило около 200. Напомним, одной из самых заметных новаций законопроекта стала отмена ограничений на число губернаторских сроков, а в Татарстане возмутились унификацией наименований должностей, означающей окончательный запрет главам регионов называться президентами. В этом смысле текст законопроекта ко второму чтению изменений не претерпел, зато теперь в нем будут прописаны все полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения.
Напомним, законопроект о региональной власти подготовили председатели комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и Андрей Клишас в развитие обновленной Конституции. Дума приняла его в первом чтении 9 ноября и рассмотрит во втором 9 декабря. Документ заменит действующий закон об органах региональной власти. В законопроекте нет ограничения на число губернаторских сроков — его установление оставлено на усмотрение самих регионов. Среди других новаций — упрощение процедуры увольнения глав субъектов в связи с утратой доверия президента, согласование федеральными министерствами кандидатур глав ряда региональных органов, сокращение с 30 до 15 дней срока направления субъектами отзывов на рассматриваемые Думой законопроекты. Законопроект предусматривает возможность дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта РФ. Кроме того, согласно документу, руководитель региона может назваться только «главой субъекта РФ», хотя «с учетом исторических, национальных и иных традиций» допускается «дополнительное наименование» (например, губернатор, но не президент). Из-за этого против проекта высказался Госсовет Татарстана — единственного субъекта, глава которого все еще называется президентом. Шестеро единороссов, представляющих республику в Госдуме, голосовали против принятия законопроекта в первом чтении. Большинство положений документа должны вступить в силу с 1 июня 2022 года. Кроме того, принятие нового закона потребует изменения федерального закона о местном самоуправлении, а также конституций и уставов субъектов РФ.
Ко второму чтению существенно увеличится статья о полномочиях субъектов РФ, а также полномочиях по предметам совместного ведения (всего их около 160).
Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли поправку, в которой перечисляются все полномочия совместного ведения. Кроме того, вопросы изменения полномочий будет обсуждать в том числе Госсовет. «Это не бюрократия, за каждой строчкой полномочий стоят деньги, кадры, влияние»,— пояснил “Ъ” господин Крашенинников. Также Госсовет будет давать свое заключение в случае необходимости расширить перечень региональных министерств, чье руководство назначается по согласованию с федеральным центром (минфин, минздрав и т. д.).
Регионы жаловались на сокращение сроков подачи отзывов на законопроекты совместного ведения с 30 до 15 дней. В итоге господа Клишас и Крашенинников, а также спикеры Госдумы и Совета федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко внесли поправку, согласно которой сохранится предусмотренный действующим законодательством тридцатидневный срок с возможностью его сокращения до 15 дней в случаях, установленных регламентом Госдумы.
Норма о том, что руководитель региона может именоваться только главой — и дополнительно губернатором или мэром,— во втором чтении сохраняется.
Зато региональное правительство сможет называться как угодно, в соответствии с тем, как это написано в уставе региона (например, совет министров в Крыму, кабинет министров в Татарстане, администрация во Владимирской области).
В законопроект не будет возвращена норма об отзыве главы субъектов избирателями (была введена в действующий закон вскоре после возвращения в 2012 году прямых выборов глав регионов). «Практика показала, что эта норма политическая, которую реализовать невозможно. Она, конечно, красиво смотрится, но реального воплощения мы не видим»,— отметил Павел Крашенинников.
При этом представители парламентской оппозиции готовы настаивать на возвращении этой нормы. О ней говорится, в частности, в заключении комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению. Глава комитета Алексей Диденко (ЛДПР) сказал “Ъ”, что его фракция подготовила много поправок к законопроекту «в русле заключения комитета». В целом он отметил, что «объем поправок большой». «Лучше работать над проектом еще до внесения, править уже существующий текст всегда сложнее»,— посетовал депутат. «Мы говорим о том, что институт отзыва губернатора гражданами должен существовать. И президент не должен отстранять губернатора от работы без четких оснований, прописанных в законе»,— рассказал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ). Также коммунисты подготовили поправку о праве депутатов всех уровней проводить встречи с гражданами в уведомительном порядке. Впрочем, эти поправки профильный комитет, скорее всего, будет рекомендовать к отклонению.