Логистика выпишет счет развитым странам
Мониторинг цепочек поставок
Пандемия привела к росту цен на перевозки в мировой логистике на фоне несовпадения потребности в контейнерах и их наличия в портах, взлета цен на срочные авиаотправления на фоне проблем всей авиаотрасли и перераспределения части грузов на железные дороги. Впрочем, мировая транспортная система активно адаптируется к кризису и глобальная остановка ей не угрожает, уверены эксперты Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Ранее то, что проблемы в логистике не являются ключевыми для международной торговли, констатировали и в Euler Hermes — к третьему кварталу 2021 года три четверти проблем торговли были обусловлены производственными ограничениями, и только 25% — собственно транспортными сложностями (см. “Ъ” от 9 декабря).
Проблемы оборота контейнеров, по данным АБИИ, были вызваны тем, что спрос на них в странах-экспортерах в Азии рос быстрее их возврата из стран-импортеров. В результате надежность судоходства, измеряемая долей судов, прибывающих в пункт назначения вовремя, снизилась с 75% в середине 2020 года до менее 40% в первой половине 2021 года. К началу 2021 года средняя стоимость перевозки стандартного 40-футового контейнера на восьми ключевых направлениях Восток—Запад, которые связывают Шанхай, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Роттердам и Геную (индекс WCI), составила $4500 — втрое выше доковидного уровня, а к середине 2021 года еще удвоилась. Из-за роста цен на морские перевозки часть контейнерных грузов переориентируется на более дорогую железнодорожную доставку. Так, в течение 2020 года из Китая в Европу были отправлены рекордные 12,4 тыс. грузовых поездов (на 50% больше, чем в 2019 году) с 1,1 млн единиц TEU (на 56% больше).
Удорожание доставки начало давить и на потребительские цены: если они замерли бы на уровне августа 2021 года до конца 2023 года, это увеличило бы стоимость глобального импорта на 11%, а мировые потребительские цены — на 1,5% в 2023 году, подсчитали в UNCTAD (см. “Ъ” от 18 ноября). Отметим, что на фоне разгона инфляции в крупнейших западных экономиках страны Азиатско-Тихоокеанского региона фиксируют заметно меньшие темпы снижения покупательной способности своих валют (см. “Ъ” от 29 ноября) — и транспортная «прибавка» к росту потребительских цен только усилит эту разницу.