Кто города заберет
Оппозиционные фракции Думы недовольны законопроектом о местном самоуправлении
Соавтор законопроекта о новой системе местного самоуправления в России (МСУ) депутат Павел Крашенинников («Единая Россия») объяснил его основные новеллы: страх перед увольнением заставит мэров быть эффективнее, а ликвидация сельских и городских поселений позволит прекратить «сражения за деньги и власть» на местах. У оппозиционных фракций нашлись возражения.
17 декабря Павел Крашенинников представил законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» на заседании свердловского объединения «Депутатская вертикаль». По словам единоросса, принять его в первом чтении планируется до конца января 2022 года. Документ, напомним, расширяет полномочия региональной власти: губернаторы получат возможность единолично отбирать кандидатов в мэры и так же самостоятельно удалять их в отставку (предварительно объявляя выговор). Сейчас кандидатов в большинстве муниципалитетов отбирает конкурсная комиссия (прямые выборы сохранились лишь в семи административных центрах), а уволить главу могут только депутаты по небольшому перечню оснований — за нарушение бюджетной дисциплины, неисполнение решения суда и проч. Этот перечень предлагается расширить «систематическим недостижением показателей эффективности».
По словам господина Крашенинникова, право увольнять мэров обеспечит контроль за региональными деньгами в муниципалитетах:
«Не просто "дайте-ка я посмотрю", а чтобы было влияние, бюджетная дисциплина, чтобы граждане не страдали от склок между муниципалитетом и субъектами. Гражданам все равно, им нужно вопросы решать».
Отмену конкурсной процедуры соавтор законопроекта объяснил отсутствием «управленческого влияния» на муниципальных депутатов, которые избирают градоначальника. «Нам надо в том числе психологически посмотреть на это немножко по-другому,— предложил господин Крашенинников.— Мне кажется, избрание (мэра.— “Ъ”) населением сейчас может возродиться». Почему это может произойти, он не объяснил, но подчеркнул, что способ замещения должности мэра по-прежнему будет определять парламент субъекта.
Другое важное новшество законопроекта заключается в упразднении сельских и городских поселений. К 2028 году все они должны быть объединены в более крупные муниципальные или городские округа. Господин Крашенинников заявил, что нынешняя двухуровневая модель «никуда не годится», потому что позволяет нескольким муниципалитетам «сражаться за власть и деньги» на одной территории. В ходе реформы количество образований сократится не менее чем в два раза. Сейчас их порядка 20 тыс.
Представители думской оппозиции законопроектом недовольны.
Зампред комитета по региональной политике и МСУ Михаил Матвеев (КПРФ) считает, что он нарушает положение Конституции РФ об автономии МСУ: «После принятия этого закона можно будет из слова "самоуправление" убрать "само", это будет местное государственное управление. Это достраивание вертикали, которую построили в законе о публичной власти (15 декабря одобрен Советом федерации.— “Ъ”)». Господин Матвеев намерен внести в проект поправки.
«Деятельность мэров во многом зависит от бюджетного финансирования из регионов: есть деньги — работа эффективная, не дали денег — результат не достигнут,— заявил “Ъ” глава фракции "Справедливая Россия — За правду" (СРЗП) Сергей Миронов.— Новые нормы позволят губернаторам по размытым причинам увольнять неугодных, оппозиционных мэров». Он добавил, что также считает ошибочным переход на одноуровневую систему МСУ: «Это приведет к сокращению большого количества муниципальных депутатов, что продолжит курс на деградацию политической системы». СРЗП будет голосовать против этого законопроекта, сказал господин Миронов. 18 декабря его фракция внесла в Госдуму инициативу о возвращении прямых выборов во всех городах.
Замглавы фракции ЛДПР Ярослав Нилов сообщил “Ъ”, что либерал-демократы выработают позицию после внутрипартийного обсуждения: «В случае упразднения большого количества муниципалитетов большое количество граждан останется без соответствующих должностей — депутаты, главы поселений. Надо анализировать, слушать аргументы за и против». Фракция «Новых людей» тоже пока не выработала позицию. Зампред комитета по региональной политике и МСУ Сардана Авксентьева, ранее известная как «народный мэр» Якутска (2018–2021 годы), не смогла прокомментировать законопроект, переадресовав “Ъ” в пресс-службу фракции.
«Власть пытается вернуться к системе назначенцев, которая была в Советском Союзе, но показала себя абсолютно неэффективной,— сказал “Ъ” экс-глава Екатеринбурга Евгений Ройзман (2013–2018 годы).— Губернаторы зачастую не соответствуют тем городам и областям, куда они были назначены, но пытаются влиять на политику, хотя мэры городов — особенно те, которые в них родились и выросли, которых выбирали люди,— как правило, лучше знают, что выгоднее для городов».
По словам экс-мэра Перми Аркадия Каменева (2000–2005 годы), губернаторы и так имеют значительное влияние на выборы градоначальников, а в случае принятия закона им придется «практически в ручном режиме решать проблемы территорий».
«Больше не будет мэров — ярких личностей, думающих людей, которые имеют свою точку зрения,— заявил глава Саянска Олег Боровский (с 2014 года).— Не будет Сарданы, не будет Ройзмана, не будет того же Боровского. Придут люди, которые будут просто подчиняться».
Впрочем, бывший мэр Омска Оксана Фадина (2017–2021 годы) считает изменения своевременными. Губернаторам нужны дополнительные инструменты: «Контракты на строительство детских садов, школ, ремонт дорог заключаются в муниципалитетах, но за реализацию нацпроектов на территории отвечает глава региона. И за эффективное использование федерального финансирования — тоже он. Недоработка главы муниципалитета подведет и жителей, и губернатора».