Экстремизму добавили недоступности
Госдума расширила перечень информации, подлежащей досудебной блокировке
Информация организаций, признанных экстремистскими, равно как и любые сообщения, «оправдывающие экстремизм», будет блокироваться в интернете во внесудебном порядке по запросу генпрокурора. Это следует из законопроекта, принятого Госдумой во вторник во втором чтении. Под блокировки попадут также сайты, торгующие поддельными документами, и ложные сообщения о терактах. Практика внесудебных блокировок и сейчас почти ничем не ограничена, но из-за расплывчатости термина «экстремизм» под обвинение в его оправдании могут попасть многие добропорядочные граждане.
Госдума приняла во втором чтении поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», расширяющие возможности Генпрокуратуры по блокировке нежелательных интернет-ресурсов. Поначалу законопроект, внесенный в июле 2020 года группой депутатов от «Единой России», «Справедливой России» и КПРФ, предусматривал возможность блокировки информации, содержащей обоснование и оправдание экстремистской деятельности. В пояснительной записке уточнялось, что документ разработан комиссией Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела РФ и призван защитить от деструктивного влияния социальные и политические институты российского общества.
Ко второму чтению возможности прокуратуры расширились.
Правительство сочло необходимым предусмотреть в документе возможность блокировки еще и ложных сообщений о терактах, а единороссы Александр Хинштейн и Сергей Боярский предложили добавить в перечень запрещенной информации предложения о приобретении поддельных документов и информационные материалы организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с законами о противодействии экстремистской деятельности и терроризму. Сейчас прокуратура может без судебного решения блокировать призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в несанкционированных митингах, а также недостоверную общественно значимую информацию и информационные материалы иностранных организаций, признанных нежелательными. Как пояснил “Ъ” Александр Хинштейн, под блокировки должны попасть продавцы не только поддельных сертификатов о вакцинации от коронавируса, но и любых других документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей,— например, дипломов или водительских прав.
Что же касается подпадающих под блокировку материалов запрещенных организаций, то привести конкретные примеры автор поправки затруднился. Теоретически, по его словам, это могут быть и материалы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального (ФБК признан экстремистской организацией и запрещен в РФ), но решение будет принимать правоприменитель, подчеркнул депутат. Напомним, в сентябре 2021 года Роскомнадзор уже блокировал доступ к сайту «Умного голосования», сославшись на требование Генпрокуратуры об ограничении доступа к ресурсам, связанным с ФБК.
Старший партнер проекта «Сетевые свободы» Станислав Селезнев полагает, что новые поправки резко расширяют возможности прокуратуры по контролю за информационным пространством. Сейчас признание организации экстремистской не влечет автоматического запрета распространенной ею информации, напоминает он: по поводу каждого материала прокуроры должны обращаться в суд и доказывать, что информация является вредной или экстремистской. А авторы материалов имеют возможность возражать и даже добиваться отмены запрета. Кроме того, сейчас нередки ситуации, когда автора высказываний привлекают за них к ответственности, но сами эти высказывания остаются доступными, напоминает эксперт.
По новым правилам прокуратура получит возможность автоматически блокировать не только материалы экстремистских организаций, но и любой их репост, опубликованный без критического комментария, считает господин Селезнев.
Кроме того, по его мнению, определение экстремистской деятельности в действующем законе настолько расплывчато, что под него может подпасть любое резкое высказывание. Не случайно количество привлеченных к ответственности за разжигание вражды (ст. 20.3.1 КоАП) все время растет, добавляет эксперт: в 2019 году их было 383, в прошлом — уже 757, а в 2021-м, по предварительным данным, оно может достигнуть тысячи человек.
Партнер «Центра цифровых прав» Саркис Дарбинян замечает, что законодательные новеллы во многом лишь подтверждают уже сложившуюся практику. Например, в 2020 году после массовых сообщений о минировании были заблокированы почтовые сервисы Startmail.com и ProtonMail.com, с которых шла анонимная рассылка, и они остаются заблокированными до сих пор.
Судя по отчетам Роскомнадзора, материалы запрещенных террористических и экстремистских организаций и сейчас массово блокируются во внесудебном порядке — по так называемому закону Лугового, подтверждает директор информационно-аналитического центра «Сова» (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) Александр Верховский. Видимо, закон просто решили привести в соответствие со сложившейся практикой, констатирует эксперт, и, возможно, она даже будет расширена, в том числе за счет такого загадочного понятия, как «оправдание экстремизма», которого нет в Уголовном кодексе. Но если законодатель все-таки собрался его применять, то хорошо бы дать какое-то объяснение этого понятия, резюмирует господин Верховский.