От укола до выстрела
Закрыта первая сессия Госдумы восьмого созыва
В среду завершилась осенняя сессия Госдумы — первая в восьмом созыве нижней палаты. Старт получился довольно ярким. Помимо работы над рядом резонансных законодательных инициатив — в их числе два правительственных законопроекта, регламентирующих использование медицинских сертификатов о вакцинации либо перенесенном коронавирусе (один из них был снят с рассмотрения, а другой принят в первом чтении),— сессия запомнится лишением коммуниста Валерия Рашкина депутатской неприкосновенности и появлением «несогласных» в рядах «Единой России». Сами депутаты проделанную работу оценивают по-разному: например, спикер Думы Вячеслав Володин назвал сессию «очень насыщенной», а лидер КПРФ Геннадий Зюганов — «абсолютно непродуктивной».
Работа новой Госдумы началась с организационных перемен, вызванных в том числе появлением в палате — впервые с 2003 года — пятой фракции в лице «Новых людей». В частности, число думских комитетов увеличилось с 26 до 32, а количество заместителей у спикера Вячеслава Володина — с 8 до 11. Произошло и некоторое перераспределение обязанностей. Так, комитету по госстроительству вернули вопросы избирательного законодательства, которыми он занимался до 2018 года, а курировавшему их в последние три года комитету по контролю отдали тему поправок к закону «О правительстве».
Одной из первых задач новой Думы стало принятие федерального бюджета на 2022–2024 годы. За него проголосовали «Единая Россия», ЛДПР и примкнувшие к ним «Новые люди», а в роли оппонентов по традиции выступили КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП). Но были и неожиданности: питерский единоросс Евгений Марченко вопреки принятому фракцией решению голосовал против бюджета, поплатившись за это исключением из фракции и партии.
Еще одним важным документом, принятым в осеннюю сессию, стал закон о публичной власти в субъектах РФ, разработанный в развитие обновленной Конституции. По сравнению со старым законом о региональной власти в нем появилось несколько новаций, включая отмену ограничений на число губернаторских сроков, упрощение процедуры увольнения глав регионов в связи с утратой доверия президента, право федеральных министерств согласовывать кандидатуры глав некоторых региональных органов. Кроме того, в новый закон из старого перекочевал запрет названия «президент» для должности руководителя региона, из-за чего проект не поддержал Госсовет Татарстана — последнего субъекта РФ, глава которого именуется президентом. А в Думе против его принятия в первом чтении голосовали шестеро представляющих республику единороссов (пятеро были против и в третьем чтении). Но на этот раз наказывать «бунтарей» фракция не стала, сославшись на отсутствие солидарного решения о «безусловной поддержке» документа.
Другая спорная поправка появилась перед рассмотрением законопроекта во втором чтении: из первоначального текста исчезла норма о том, что не менее 25% мандатов в региональных парламентах должны распределяться по партспискам, а это дает регионам право полностью отказаться от партийного голосования. Представители думской оппозиции назвали эту поправку «ударом по партийной системе», поскольку в одномандатных округах чаще всего побеждают единороссы.
В 2022 году региональная реформа продолжится рассмотрением нового законопроекта о местном самоуправлении, внесенного в Думу под конец осенней сессии. Этот документ позволяет губернаторам самим выдвигать и увольнять мэров, а также упраздняет сельские и городские поселения вместе с соответствующими органами местной власти.
Одним из наиболее драматических моментов сессии стало лишение депутатской неприкосновенности коммуниста Валерия Рашкина по обвинению в незаконной охоте на лося в саратовском лесу. Его товарищи по партии назвали столь суровые меры «преследованием по политическим мотивам», заявив, что другие случаи незаконной охоты с участием лояльных к власти депутатов аналогичных последствий не имели.
Наиболее бурные споры в Думе вызвали два внесенных правительством законопроекта, регулирующие использование сертификатов о вакцинации от коронавируса, перенесенном заболевании или медотводе от прививки для посещения общественных мест и для поездок на воздушном и железнодорожном транспорте.
Второй проект в итоге был снят с рассмотрения — как пояснил спикер Вячеслав Володин, по «совместному решению» Думы и правительства,— а первый депутаты приняли пока только в первом чтении и в январе рассмотрят во втором.
Перед рассмотрением документа вице-премьер Татьяна Голикова встречалась со всеми фракциями, его бурно обсуждали в Общественной палате, а Вячеслав Володин даже открыл комментарии в своем Telegram-канале и тут же получил несколько сотен тысяч отзывов, преимущественно негативных. Депутаты всех фракций говорили, что избиратели буквально завалили их обращениями на тему QR-кодов. А перед первым чтением проекта единороссы чуть не подрались с коммунистами, развернувшими в зале баннер «КПРФ против QR-фашизма».
Ваш браузер не поддерживает видео
При этом ограничения на вход уже ввели и в самой Думе. Сначала спикер Володин поддержал идею лидера ЛДПР Владимира Жириновского пускать в Думу членов правительства только с сертификатом о вакцинации или перенесенной болезни, поскольку «начинать надо с себя». Но в итоге требование предъявлять такой сертификат распространилось на всех, кто проходит в Думу по разовым и временным пропускам.
Вячеслав Володин, закрывая сессию, назвал ее «очень насыщенной», так как Дума провела 23 пленарных заседания.
В 2016 году, в начале седьмого созыва, их было всего 17. Позитивно оценили итоги работы и единороссы. Секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак подчеркнул, что партия добилась увеличения расходов бюджета на 107,5 млрд руб., а среди важнейших принятых документов назвал правительственный законопроект, освобождающий семьи с двумя и более детьми от уплаты НДФЛ при продаже квартиры, и внесенные депутатами четырех фракций поправки об уголовной ответственности для лихачей на дорогах.
Среди оппозиционных фракций принятием собственных законопроектов (за вычетом совместных инициатив) может похвастаться только ЛДПР. В эту сессию были одобрены два ее проекта: первый, внесенный еще в 2018 году, дает экипажам самолетов право использовать против дебоширов специальные средства сдерживания, а второй позволяет пополнять Пенсионный фонд конфискованными у коррупционеров средствами. Зато в СРЗП гордятся «уверенным вторым местом» по числу внесенных инициатив. «Напомню статистику: ЕР внесла 30 законопроектов, наша фракция — 25, ЛДПР — 15, КПРФ — 10, "Новые люди" — четыре»,— сказал журналистам лидер СРЗП Сергей Миронов.
Ваш браузер не поддерживает видео
В свою очередь, лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал сессию «абсолютно непродуктивной» — как минимум потому, что при принятии бюджета «не помогли детям войны». По его словам, он очень надеялся на нового главу фракции ЕР Владимира Васильева, но пока мало что изменилось. «У нас так "дело лося" рассматривали: там (в аварии на шахте "Листвяжная" в ноябре.— “Ъ”) шахтеры гибнут — тут сидим два часа (лося.— “Ъ”) обсуждаем»,— привел пример коммунист.
Владимир Жириновский, напротив, считает, что депутаты «хорошо поработали», хотя по итогам выборов «больше всех пострадала фракция ЛДПР», численность которой в восьмом созыве сократилась. Он тоже вспомнил дело Валерия Рашкина, назвав поступок коммуниста «омрачающим нашу действительность», и пообещал подарить ему «книгу про животных». «Новые люди», по словам их лидера Алексея Нечаева, довольны уже тем, что «привели в политику много молодых».
История с законопроектами о медицинских сертификатах показала, что Дума — это место для дискуссий, когда речь идет об интересах избирателей, являющихся электоратом власти, считает политолог Алексей Макаркин. КПРФ, по его мнению, стала больше акцентировать внимание на «общепротестной» повестке — в первую очередь на недовольстве тех избирателей, которые возражают против всеобщей вакцинации. Зато «Новые люди» по бюджетным вопросам часто голосовали солидарно с ЕР и ясно дали понять, что лояльны к власти, добавляет эксперт. Политолог Павел Склянчук отмечает, что фракция ЕР стала «более ответственно относиться к своей законопроектной деятельности» благодаря созданию в партии экспертного совета, который фильтрует инициативы депутатов. Что касается «Новых людей», то фирменным стилем этой фракции стало то, что она разрешает своим депутатам голосовать по-разному, говорит эксперт. По его словам, это отличается от общепринятой практики консолидированного голосования, но иногда оборачивается размытостью позиций по законопроектам.