Бодался теленок с Думой
Алексей Полухин о борьбе агробизнеса за право на цены
Весь 2021 год производители продуктов питания пытались всеми силами избежать расширения практики регулирования цен, которую власти опробовали на сахаре и подсолнечном масле. В общении с чиновниками в ход шли все возможные аргументы — растущие издержки, падение доходов и даже угроза закрытия предприятий. Пока бизнесу удалось отвоевать право на повышение цен. Но популистский настрой властей еще может взять верх над принципами свободного рынка, считает корреспондент отдела потребительского рынка Алексей Полухин.
Установление предельных цен на сахар и подсолнечное масло в конце 2020 года, после того как на рост стоимости продуктов обратил внимание президент Владимир Путин, стало первым в истории продуктового рынка случаем столь жесткого регулирования и задало настроение на весь 2021 год. Еще в прошлом декабре производители и торговые сети под внимательным взглядом правительства заключили соглашения, обязуясь не повышать оптовые и розничные цены на сахар выше 36 руб. и 46 руб. за 1 кг, на масло — 95 руб. и 110 руб. за 1 л. Исходно оба соглашения должны были действовать до 1 апреля 2021 года, но в итоге были продлены. Цены на сахар оставались ограниченными до 1 июня, а на масло — до 1 октября.
Для бизнеса опыт оказался болезненным. Участники рынка не только потеряли доходы, но и столкнулись с массой сложностей при исполнении соглашений. Так, небольшие и средние торговые сети отказывались платить премию за доставку сахара и масла, которую просили поставщики. Производители, со своей стороны, неохотно отгружали по предельным ценам продукцию сверх оговоренных объемов. Промышленные потребители, например кондитеры, страдали из-за подорожания сахара и масла в b2b-канале — поставщики пытались компенсировать свои потери.
Прямо не затронутые ограничениями отрасли весь год жили под страхом их расширения, тем более что чиновники активно на это намекали. Так, замглавы Минсельхоза Оксана Лут прямо говорила о возможной фиксации цен на макаронные изделия. Крупнейших производителей мяса птицы, по неофициальной информации, просто поставили перед фактом: либо те сами не будут повышать отпускные цены на часть ассортимента, либо правительство перейдет к более жестким мерам. Птицеводы, разумеется, выбрали первое.
В такой нервной обстановке производители продуктов выбрали тактику опережающего удара, всеми силами пытаясь убедить чиновников и общественность в тяжести своего положения.
Национальный союз свиноводов жаловался на рост расходов на 15–20% и убытки; производители мяса птицы и яиц — на увеличение затрат на сырье для кормов на 20–60%; молочники заявляли о повышении себестоимости почти на 30%; хлебопеки — о взлете стоимости ингредиентов и материалов на 40% при недостаточной господдержке. Садоводы утверждали, что работают часть сезона с отрицательной рентабельностью из-за засилья на рынке дешевых импортных яблок.
В большинстве случаев отраслевые ассоциации в подобных обращениях требовали увеличить субсидирование производства и разработать новые программы господдержки. А некоторые открыто просили не вводить новые меры регулирования цен в случае их роста, поскольку он неизбежен.
Насколько обоснованными были как жалобы производителей, так и опасения регуляторов с учетом общего роста потребления и торговли – на самом деле, большой вопрос. Но, судя по косвенным признакам, старания лоббистов не прошли даром; тем более что выборы в Госдуму, накануне которых подорожание продуктов, особенно базовых, вроде хлеба, молока и куриного мяса, было для властей совершенно лишним, наконец благополучно состоялись.
В результате если раньше Минсельхоз в комментариях по поводу планов тех или иных предприятий повысить цены из-за сложного положения грозно подчеркивал, что «для этого отсутствуют объективные предпосылки», то уже с осени риторика изменилась. В министерстве стали признавать, что производители «амортизируют рост стоимости продукции за счет собственной прибыли», потому и имеют все основания на повышение цен. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов в конце года говорил, что работа с сетями и производителями сложилась «достаточно эффективная».
Так что очевидных планов заключать новые соглашения о фиксации цен у регуляторов, кажется, действительно нет, да и следующие президентские выборы планируются только в 2024 году, а думские — в 2026-м. Но расслабляться производителям продуктов питания я бы все же не советовал. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков регулярно подчеркивает, что в Кремле обеспокоены ростом инфляции, вопрос стоимости яиц на очередной прямой линии обязательно кто-нибудь с возмущением поднимет, к выборам могут начать готовиться сильно заранее, а инструмент — проверенный и рабочий — уже наготове. И, вполне вероятно, применить его будет даже проще, учитывая растущую консолидацию в агропромышленном секторе: надавить на нескольких крупных игроков можно быстрее и эффективнее, чем на аморфную массу разбросанных по стране фермеров.