Всесезонная коллекция

Самые интригующие чемпионаты в истории «Формулы-1»

Чемпионат мира «Формулы-1» 2021 года получился, без преувеличения, выдающимся. Обстоятельства, при которых Макс Ферстаппен на последнем круге финальной гонки сезона обошел Льюиса Хэмилтона и стал чемпионом мира, еще долго будут вызывать у болельщиков бурные эмоции. Но первенство 2021 года не так уж уникально. Были в истории «Формулы-1» и не менее драматичные.

Для нового поколения болельщиков именно чемпионат 2021 года, в котором Макс Ферстаппен (слева) только на последнем круге последнего этап вырвал из рук Льюиса Хэмилтона чемпионский титул, будет считаться эталоном идеального сезона

Фото: Hassan Ammar / AP

Слово джентльмена

В 1958 году «Формула-1» совсем не напоминала тот близкий к маркетинговому совершенству продукт, который мы знаем сейчас. Все, если сравнивать даже с 1960-ми, когда машины потихоньку стали походить на рекламные стенды на колесах, или с 1970-ми, когда команды в полной мере открыли для себя радости аэродинамики, выдавая временами удивительных уродцев, было куда проще. Мотор помощнее, четыре колеса, руль и безумец, готовый влезть в это изделие,— вот собственно и все, что нужно было для участия в гонках. Достаточно сказать, что в сезоне-1958 на четырех разных этапах погибли четыре гонщика. Всего гонок, с учетом не шедшей в зачет Indy 500, было 11. Но до тотальной победы социальных сетей над человечеством тогда еще было далеко, и движение в стиле Drivers Lives Matter зародиться могло вряд ли.

Ведь согласно тогдашним, вне всякого сомнения, отсталым взглядам, если джентльмены хотят со вкусом убиться об стену или столб или, на худой конец, об другого джентльмена, то зачем же им мешать?

Впрочем, это была не только эпоха безумия, а еще и эпоха благородства, какое бывает, кажется, только в глупых рыцарских романах.

За победу в 1958-м бились британцы Стирлинг Мосс на Vanwall и Майк Хоторн на Ferrari. И Мосс, если бы не его неуместное благородство, чемпионат бы выиграл. Почти все могло решиться еще за две гонки до конца, на Гран-при Португалии. Хоторна тогда развернуло на последнем круге. На трассу он вернуться смог, но сделал это с нарушением правил, за что стюарды собирались его дисквалифицировать и лишить второго места. Не лишили. А все потому, что Мосс, выигравший ту гонку, пошел к ним и долго убеждал не делать этого. «Я просто считал неправильным, что его накажут. В конце концов гонку-то он завершил»,— скажет потом Стирлинг Мосс.

Стирлинг Мосс (слева) так и не стал чемпионом мира, но считался некоронованным королем «Формулы-1»

Фото: Hulton Archive / Getty Images

Ну а потом была финальная гонка сезона в Марокко. Ее Мосс тоже выиграл. Хоторну же, чтобы обойти соотечественника, требовалось финишировать не ниже второго места. Нужный результат ему обеспечили на последнем круге, когда напарник по команде Филл Хилл просто убрался с его пути. В итоге чемпионом с перевесом в одно очко стал Хоторн, притом что за сезон он выиграл только одну гонку против четырех побед у Мосса. Однако осуждать Хоторна за то, как он добыл победу, вряд ли можно. Напротив, стоит восхититься его волей к победе. Он ведь был болен. Из-за инфекционного заболевания ему удалили одну почку, вторая также отказывала, и врачи давали Хоторну три-четыре года жизни (он не стал дожидаться, когда за ним придет женщина с косой, и погиб в аварии уже в 1959 году). Так что та гонка в Марокко была его последним шансом чего-то добиться. Ну а у Стирлинга Мосса этих шансов впереди, казалось, еще много. На деле, однако, чемпионом он так и не стал. Зато прожил долгую жизнь, считался некоронованным королем «Формулы-1», в 2000 году был посвящен в рыцари и действительно вписал свое имя в историю автоспорта.

Лучше, чем в кино

Чемпионат мира 1976 года удостоился того, что про него сняли настоящее кино. Лента «Rush» (в российском прокате — «Гонка») которая вышла в 2013 году, собрала таких звезд, как Крис Хемсворт, Даниэль Брюль, Оливия Уайлд, и получилась вполне достойной. По крайней мере две номинации на премию «Золотой глобус» она получила, включая категорию лучший драматический фильм года. Последнее совсем не удивительно, учитывая, что авторам ленты не пришлось вымучивать сценарий. Им надо было просто взять реальные события и чуть их раскрасить.

Главный герой этой истории, не киношной, а реальной,— Ники Лауда. На заре карьеры его, отпрыска богатой семьи австрийских промышленников, нередко воспринимали как очередного обеспеченного бездельника, который в гонки пришел просто, чтобы пощекотать себе нервы. Это мнение разделял и дедушка Ники Лауды, основатель бизнеса семьи и ее патриарх Ханс Лауда. Пока внук баловался выступлениями в младших сериях, Ханс Лауда смотрел на это именно как на баловство. Ну а когда Ники Лауда нацелился на «Формулу-1», дедушка заявил, что «фамилия Лауда должна значиться на бизнес-страницах газет, а не на спортивных». В итоге семья отказалась финансировать увлечение Ники Лауды. Тот в ответ взял кредит в банке и купил себе в 1971 году место в команде March. А потом влез в еще один долг и устроился в BRM. И уже там его заметили боссы Ferrari. Заметили не зря, потому как в 1975 году Лауда стал чемпионом мира. В 1976-м, после девяти гонок его преимущество над шедшим вторым Джеймсом Хантом (McLaren) было двукратным. Казалось, второй подряд титул никуда от Лауды не денется. И тут надо сказать, что в те годы подтвердить чемпионство было куда труднее, чем сейчас. Собственно, последним до Лауды, кому удавалось выиграть два чемпионата подряд, был Джек Брэбем, завоевавший свой второй титул еще в 1960 году.

А потом был Гран-при Германии на знаменитой Северной петле Нюрбургринга — очень быстрой, очень протяженной (23 км) и чудовищно опасной. Причем настолько, что незадолго до гонки Лауда собрал других гонщиков и призывал их бойкотировать этап, поскольку на трассе ввиду ее специфики просто нельзя обеспечить должный уровень безопасности. С Лаудой не согласились, гонка состоялась (выиграл ее Хант). А Лауда уже в начале этапа улетел в отбойник, отскочил от него и угодил под Surtees летевшего следом Брета Ланджера. Американец в страшной аварии не пострадал, а вот Ferrari Лауды загорелась. При этом гонщик оказался зажат в машине. И только чудом другим гонщикам удалось его выдернуть из пылающего автомобиля. Чемпион получил сильнейшие ожоги головы, у него были повреждены легкие, впоследствии он впал в кому. Но прежде, пока он еще был в сознании, Лауда принял последнее причастие. Напрасно, потому как он выжил. И вернулся в строй не через год, на чем настаивали врачи, а всего через 42 дня, даже не дожидаясь, пока раны заживут и можно будет снять бинты.

Ники Лауда вернулся в строй всего через 42 дня после страшной аварии на Нюрбургринге

Фото: Hartmut Reeh / DPA / dpa Picture-Alliance / AFP

В том сезоне он больше не побеждал, но запаса, собранного до аварии, ему вполне могло хватить, чтобы стать чемпионом. Если бы не последний этап в Японии. Тогда над автодромом Фудзи шел настоящий тропический ливень; многие гонщики отказывались выезжать на трассу и настаивали на отмене этапа. И тут в дело вмешался Берни Экклстоун, который уже тогда вел коммерческие дела серии. Позже спортивный директор Ferrari Даниеле Аудетто вспоминал, что Экклстоун убедил гонщиков выйти на старт, отмечая, что в противном случае серия лишится денег от телевидения и спонсоров. Ну а так, говорил Экклстоун, вы все можете остановиться уже через пару кругов.

Формально гонка будет считаться состоявшейся, а зрители ее фактическую отмену поймут.

Через пару кругов после старта Лауда заехал в боксы. Вскоре туда же прибыли Эмерсон Фитипальди и Карлус Пасе. А вот Хант не остановился. Не стали этого делать и другие. Лауда еще несколько минут стоял у трассы, вертел головой, ожидая, когда же машины свернут на пит-лейн. Напрасно. Хант финишировал третьим, добыл нужные ему четыре очка и стал чемпионом мира. В 1979 году он карьеру завершил. Лауда же еще дважды становился чемпионом мира, активно занимался бизнесом (вот бы дедушка порадовался), работал во многих формульных командах и до последних дней (он умер в 2019 году, когда ему было 70 лет) считался иконой гоночного мира.

Француз и Сенна

Противостояния, придающие чемпионату остроту, вовсе не обязаны укладываться в рамки одного чемпионата. В 1989-м и 1990-м это доказали великие Айртон Сенна и Ален Прост, выдавшие шоу длиной в два года, до сих пор считающееся главной битвой в истории «Формулы-1». Интересно ведь, что Прост в какой-то степени сам создал себе главного конкурента в карьере. Француз вспоминал, что пригласить Сенну в McLaren было его идеей. У Проста было право вето на назначения ему в напарники пилотов, и он, выбирая между Нельсоном Пике и Сенной, остановился на последнем. Дескать, увидел в парне потенциал. Хотя, может быть, Прост, на тот момент двукратный чемпион мира, попросту не желал заполучить в напарники трехкратного чемпиона мира Пике, полагая, что Сенна будет не так опасен. Но получилось как получилось, и в 1989 году Прост и Сенна выиграли 15 из 16 гонок сезона. Чемпионом из-за странной системы подсчета очков, согласно которой в зачет шли только 11 лучших результатов, стал бразилец. Хотя Прост очков набрал больше. Казалось бы, боссу McLaren Рону Деннису сидеть бы да радоваться, что на него работают такие чудесные люди, но на самом деле он потом успел еще много раз пожалеть, что решил объединить в одной команде настолько разных, но при этом одинаково амбициозных гонщиков.

Айртон Сенна выиграл Гран-при Японии 1989 года благодаря помощи маршалов. Из-за нее же он был дисквалифицирован

Фото: Toshifumi Kitamura / AFP

О том, что Прост и Сенна вытворяли в течение следующих двух лет, написано уже очень много. Это была настоящая война, и оба раза генеральным ее сражением были битвы при Судзуке. В 1989-м Гран-при Японии стоял предпоследним в календаре. К нему Прост подошел, имея 16-очковый отрыв от Сенны. То есть, чтобы сохранить шансы на титул, бразильцу нужно было выигрывать (за победу тогда давали девять очков). Но получалось у него не очень хорошо. Шансов для атаки у Сенны было немного, но один он все-таки улучил. И кончилось это столкновением.

Машина Проста заглохла. McLaren Сенны под его ободряющие крики маршалы вытолкали вперед, он срезал поворот, съездил на замену переднего антикрыла и гонку ту выиграл.

Правда, его тут же дисквалифицировали. И за помощь маршалов, и за срезание поворота, чем был спровоцирован грандиозный скандал. До сих пор нет единого мнения относительно того, кто был виноват в той аварии. Сенна, атаковавший излишне агрессивно, или Прост, очень вовремя и грамотно захлопнувший калитку. Ведь его одновременный с противником сход делал его чемпионом. И очень интересно было смотреть, как Рон Деннис пытается опротестовать решение стюардов. Ведь формально он возмущался тем, что его гонщик стал чемпионом мира. На деле, конечно, уже не его. Прост, устав от токсичной атмосферы в команде, предпочел перебраться в Ferrari и заранее подписал со «Скудерией» контракт.

В 1990-м Сенна и Прост снова сошлись в Судзуке. В этот раз уже у бразильца был перевес в девять очков. И уже его устраивало, если ни он, ни Прост не финишируют. Что интересно, он даже не пытался особо скрывать, что будет таранить француза, если только тот окажется впереди. А в том, что Прост именно там и окажется, не сомневался и сам Сенна. Дело в том, что бразилец квалификацию выиграл, но вышло так, что стартовать ему предстояло с «грязной» стороны трассы. Он пытался заставить организаторов «перерисовать» стартовую решетку, но тщетно. Ну а когда Прост действительно выскочил в лидеры сразу после старта и попытался ввинтиться в первый поворот, Сенна просто не стал поворачивать и снес противника. Нарушения правил в этой истории не усмотрели. Сенна стал двукратным чемпионом, а в 1991-м и трехкратным. Ну а окончательно великое противостояние завершилось только по окончании сезона 1993 года. Тогда Прост, выступавший уже за Williams, оформил свой четвертый титул и карьеру завершил. И тут же Сенна стал с ним дружить. Жаль только длилось это недолго. В мае 1994 года в Имоле Айртон Сенна погиб за рулем Williams, в который очень хотел попасть, но в который его не брали из-за протестов Проста.

38 секунд счастья

Чемпионат 2008 года стал последним, когда за титулы бились, скажем так, старые команды. Уже в 2009-м взойдет звезда Brawn, той самой, что в спешке была создана на обломках Honda, решившей покинуть «Формулу-1» на волне всемирного финансового кризиса, а позже превратившейся в Mercedes. До эры гегемонии Red Bull оставалось два года. Так что на трассах царили привычные Ferrari и McLaren. У «Скудерии» была вполне себе чемпионская машина, которая годом ранее принесла Кими Райкконену титул. У McLaren была и машина, и совсем еще юный Льюис Хэмилтон, который в 2007-м, в своем дебютном сезоне, только в последней гонке титул упустил.

Недоброжелатели, правда, говорили, что никакой это не McLaren, а замаскированная Ferrari (годом ранее британская команда попалась на краже большого объема технической информации у итальянцев, за что получила штраф в $100 млн и была лишена всех очков в Кубке конструкторов), но на то они и недоброжелатели.

И этого, в общем, довольно стандартного набора ингредиентов вполне хватило, чтобы в итоге получилось отличное блюдо. У Ferrari, правда, в привычный анабиоз впал Райкконен, но знамя, выпавшее из рук финна, тут же подхватил Фелипе Масса. Это был лучший сезон в карьере бразильца. В нем он выиграл шесть гонок, на одну больше, чем Хэмилтон. И если бы не глупые осечки, такие как отказы мотора на ровном месте или совершенно необъяснимое поведение команды, пытавшейся выпустить гонщика с пит-стопа с неизвлеченным заправочным шлангом, быть бы ему чемпионом. Но нет, титул он упустил. Причем так обидно, что потом наверняка даже есть не мог. Ведь последняя гонка сезона была в Бразилии. Можно только представить, в какой карнавал ухнула бы страна, стань Масса в этот день чемпионом мира.

Фелипе Масса (слева) побыл виртуальным чемпионом мира всего 38 секунд

Фото: Darren Heath / Getty Images

Для завоевания титула бразильцу, отстававшему от Хэмилтона на семь очков, при определенных обстоятельствах могло хватить и финиша на втором месте. Но по-хорошему ему нужна была победа. Британцу же требовалось финишировать на месте не ниже пятого. И ведь все шло по сценарию, исключавшему возможность избежать всебразильского карнавала. Если бы не этот глупый дождь, поливший над Интерлагосом в конце этапа. Все бросились в боксы за дождевой резиной, и только Тимо Глок из Toyota, шедший как раз пятым, решил дотерпеть до конца на псевдосликах. Да и потерпеть-то нужно было всего один круг. Но именно это безответственное, эгоистичное поведение немца и превратило бразильский карнавал в бразильскую же трагедию. Масса ведь гонку выиграл. В Ferrari уже было вскинули руки в ликовании, но в последнем повороте мимо Глока с недобрым урчанием просвистел Хэмилтон, забравшийся таки на спасительное пятое место и испортивший гостеприимным хозяевам (а себе устроивший) праздник, продлившийся лишь 38 секунд.

Первый в круге

Ну и конечно, надо вспомнить о сезоне минувшем. Для нового поколения болельщиков именно он будет эталоном идеального сезона, словно специально кем-то срежиссированного (людей, которые верят в это, хватает). Описывать его в деталях смысла нет. Можно лишь вспомнить самые яркие моменты — такие как Гран-при Великобритании, по поводу которого болельщики Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена еще долго будут яростно спорить. Там, напомним, британец так мощно отправил соперника в полет в отбойник на скорости под 300 км/ч, что оценил бы даже Жак Вильнёв, который был непревзойденным мастером по разбиванию своих и чужих машин о всякие искусственные препятствия. Или Гран-при Италии, где Ферстаппен так не хотел уступать, что в прямом смысле взгромоздил свою машину на Mercedes Хэмилтона. А Гран-при Венгрии — гонка, словно специально придуманная для того, чтобы ее никто не посмотрел. Но нет же, второй номер Mercedes Валттери Боттас выступил там так, что одним неловким движением снес оба Red Bull и McLaren Ландо Норриса. Или Гран-при России, весь такой гладкий, ровный, со свежим олимпийским евроремонтом. И не по-кавказски пресный. Но и тут на помощь пришел сочинский дождь, превративший гонку в по-настоящему острое блюдо. А что творил Хэмилтон в Бразилии, где он обгонял все, что движется, а все остальное двигал и обгонял. После той гонки даже пошли разговоры о некоем супермоторе, который Mercedes припас на концовку сезона (у любителей конспирологии он так и называется — «бразильский»).

А уж битва в Саудовской Аравии, на новеньком устрашающе-прекрасном автодроме, вообще неподражаема. Чего стоит хотя бы эпизод, когда Ферстаппен решил поиграть в учителя, коих много ездит по улицам, и затормозить прямо перед носом Хэмилтона.

Не помогло, гонку он проиграл. И все решалось в Абу-Даби, где Хэмилтон почти стал в восьмой раз в своей карьере чемпионом мира и где он, похоже, вернул фортуне должок за полезного Тимо Глока. Николас Латифи за пять кругов до финиша разбил свою машину, последовали желтые флаги, сожравшие весь отрыв британца и странные, на грани скандальных, метания директора гонки Майкла Маси, приведшие к тому, что после рестарта, данного ради одного оставшегося круга, Ферстаппен на свежей резине, все-таки обогнал Хэмилтона и стал чемпионом мира. Поклонники Mercedes могут сказать, что все это было подстроено и кругом враги. Болельщики Ферстаппена сочтут, что попросту восторжествовала справедливость, потому как голландец был действительно горяч по ходу сезона. Как бы то ни было, получилось великолепно.

Александр Петров

Вся лента