Молодые кадры сократили долю
Почему россияне младше 30 лет не стремятся работать в офисе
Российский рынок труда за год не досчитался почти 0,5 млн молодых работников. О сокращении числа сотрудников младше 30 лет рассказала аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza. По словам экспертов, одна из главных причин сокращения объема рабочей силы — «демографическая яма» 1990-х годов. Снижение уровня занятости молодых людей так же связано и с безработицей в этой возрастной группе, которая выше, чем в среднем по рынку. “Ъ FM” спросил бизнесменов младше 30 лет, какие особенности своего поколения они замечают?
Основатель агентства Didenok Team Кирилл Диденок говорит, что молодые люди менее склонны к вертикальному профессиональному росту в компаниях и поэтому часто не задерживаются в одной организации, а пандемия усугубила этот тренд: «Очень сильно меняется отношение молодежи вообще к работе: они не хотят расти вертикально.
Такой сотрудник говорит: "Я чувствую, что моя жизнь проходит мимо, я выгорел". Молодым людям очень нравится мультизанятость, для них ненормально, когда требуют работать из офиса. Эти люди больше сконцентрированы на себе, на своем комфорте, на своем "Я", чем на командной игре. И это огромная проблема для будущего развития бизнесов. Я сейчас говорю на примерах сферы развлечений, а что касается врачей, преподавателей, ученых, инженеров? Что мы будем делать со всем этим?
Все чаще привлекаются фрилансеры. Очень распространенное явление, когда молодой сотрудник просто пропадает: он условно проходит собеседование, выходит на один день, а на второй уже его нет, на звонки никто не отвечает.
Молодежь не готова работать в офисе. Сейчас они это аргументированно могут объяснить, а мне нужно, чтобы я видел сотрудников, чтобы я мог с ними взаимодействовать, понимать их настроение.
Работники на самом деле выгорают, перегорают и сходят с ума, когда находятся взаперти, поэтому мне нужны люди в оффлайне, рядом со мной. И многие удивляются откровенно и очень искренне тому, что мы ждем сотрудников в офисе».
Сокращение молодой рабочей силы наблюдается не первый год. С 2010 года количество занятой молодежи уменьшилось почти на 6 млн человек. При этом есть категория двадцатилетних работников, которые, наоборот, стремятся как можно быстрее набраться опыта и в итоге выбрать наиболее подходящую для себя деятельность, рассуждает сооснователь химико-технологического стартапа Appscience Игорь Яременко: «В нашей компании 50 человек, из них 12 — до 24 лет, 70% сотрудников — до 30 лет. Я не наблюдаю какой-то колоссальной разницы между стремлениями условно моего поколения, мне сейчас 28 лет, и ребят, которым 20 лет. Более того, молодежь в Москве намного больше осведомлена о том, чем вообще можно заниматься после института, куда направить свою энергию, чем пять лет назад. Пришедшие к нам со студенческой скамьи уже были нацелены на какую-то "движуху" — либо консалтинг, либо стартап, либо какой-то фонд. Ребята пытаются по максимуму набраться опыта, чтобы потом уже самоопределиться и понять, что же им нравится, чем они хотят заниматься.
Сейчас я бы, наоборот, опроверг мнение о том, что молодое поколение не желает работать. Мое окружение, сотрудники, которые к нам приходят, они голодные, а вокруг очень много сфер для деятельности и им не всегда понятно, чего же на самом деле хочется.
Соответственно, чтобы это выяснить, нужно как можно быстрее и больше всего перепробовать и, наконец-то, определиться, потому что эта неопределенность тратит энергию, а поиск себя может быть связан и с учебой.
Есть много самозанятых, которые не оформлены юридически, но зарабатывают свои деньги, трудятся, а в статистике не учитываются. Чем дальше, тем больше будет появляться каких-то технологий, новых профессий, которые не требуют устраиваться в большую крупную корпорацию и находиться в штате. Более того, есть индустрии, подразумевающие фриланс, плюс у нас есть индустрия IT, она очень круто развивается в России и предполагает некий удаленный формат. Можно, например, открыть ИП и работать на себя».
Тренд на сокращение молодой рабочей силы сохранится как минимум еще на 10 лет, считают в Высшей школе экономики (ВШЭ). К 2030 году рынок не досчитается еще четверти сотрудников в возрасте до 30 лет.