Развивающимся странам не до дорог
Мониторинг инвестиций
Государственные расходы на инфраструктуру (прежде всего вложения в энергетику и дороги) в развивающихся странах в среднем сократились с 1,3% ВВП в 2010 году до 0,9% ВВП в 2018-м, подсчитали во Всемирном банке (ВБ). Для анализа этих трат аналитики банка использовали базу данных BOOST (платформа ВБ, запущенная в 2010 году для стандартизации данных по госрасходам) по 75 развивающимся странам. РФ и КНР, отметим, в выборку не попали.
Выяснилось, что госрасходы на инфраструктуру среди развивающихся стран были значительно выше у государств с уровнем доходов ниже среднего (это, к примеру, Индонезия). В этой группе траты снизились с 2% до 1,4% ВВП. В странах с низким уровнем доходов (в частности, Бангладеш) и с доходами выше среднего (Аргентина, ЮАР) госрасходы за этот период сократились с диапазона в 1–1,5% до 0,5–1% ВВП. В ВБ отмечают, что тренд на снижение госрасходов на инфраструктуру контрастирует с относительной стабильностью общих госрасходов в развивающихся странах, уровень которых составляет примерно 23% ВВП. При этом аналитики банка уточняют, что в развивающихся странах важным каналом расходования денег на инфраструктуру являются внебюджетные механизмы (включая госпредприятия и ГЧП).
Похожая ситуация — с госинвестициями в инфраструктуру (являются частью госрасходов), которые с 2010 по 2018 год упали примерно с 0,7% до 0,5% ВВП. Наиболее заметное снижение показателя наблюдается в беднейших странах — с 1,1% до 0,4% ВВП. При этом в таких экономиках общий уровень госинвестиций рос (с 4% до 4,7% ВВП). Отмечается, что сокращение госинвестиций в инфраструктуру происходит при сохранении низкой доли частных инвестиций.
ВБ с помощью базы BOOST показал, что в большинстве развивающихся стран предусмотренные бюджетами инфраструктурные инвестиции полностью не осуществляются: коэффициент исполнения в отношении дорог составляет 94%, для энергетики — только 75%. В целом расходы развивающихся стран на инфраструктуру за 2010–2018 годы снизились примерно на треть. ВБ предполагает, что в 2020–2021 годах ситуация с госрасходами на инфраструктуру из-за пандемии могла только усугубиться, так как государства были вынуждены больше тратить на здравоохранение и социальную сферу.