Что смотреть на «Золотой маске» в феврале
Выбор Ольги Федяниной
Театральную жизнь начинают очередной год в режиме «несмотря на», который длится с февраля 2020 года и пока заканчиваться не собирается. Так вот, несмотря на ограничения, опасения, нехватку денег и неустойчивую санитарно-эпидемиологическую обстановку, короче, несмотря ни на что, «Золотая маска» в этом году состоится — с более чем богатой афишей, потому что отложенных из-за вынужденных простоев премьер оказалось немало. Так что «Маска» в этом году началась уже в январе и продлится почти до конца апреля, а Weekend свои традиционные рекомендации решил поделить на две серии. Итак, сначала февраль.
Сын
Режиссер Юрий Бутусов
Российский академический молодежный театр, Москва
Поклонников Бутусова спектакль должен удивить своей, в хорошем смысле слова, линейной, минималистической конструкцией: никаких лирических отступлений, никаких наезжающих друг на друга сюжетных линий, все не по-бутусовски ясно и графично. Пьесу модного французского драматурга Флориана Зеллера, часть «семейной» трилогии («Мать», «Сын», «Отец»), Бутусов инсценировал как историю о трагическом парадоксе: инфантильные родители пытаются справиться с переходным возрастом не по годам взрослого сына, и ничем хорошим это кончиться не может.
РАМТ
28 января, 4 и 17 февраля, 19.00
Школа жен
Режиссер Миндаугас Карбаускис
Театр им. Вл. Маяковского, Москва
Изящно стилизованная постановка мольеровской пьесы, заново переведенной Дмитрием Быковым,— сакраментальная история о том, как богатый старик пытается обзавестись идеальной покорной женой, а получает массу неприятностей на свою седую голову. Размеренная, степенная режиссура Карбаускиса не то чтобы очень соответствует фарсовому темпу Мольера, зато позволяет услышать его диалоги во всех подробностях и нюансах, а это дорогого стоит. Потому что здесь важно не кто кому изменил, а то, как люди разных поколений по-разному видят и объясняют себе одни и те же правила, события, ситуации.
Театр им. Вл. Маяковского
30 января и 23 февраля, 18.00, 11 февраля, 19.00
Искатели жемчуга
Режиссер Владислав Наставшев
Большой театр, Москва
Влад Наставшев — один из самых музыкальных, «слышащих» режиссеров нашего театра, и, вероятно, оперная постановка была только вопросом времени. Дебют с оперой Бизе, бесспорно, удался благодаря тому, что театр предложил режиссеру Камерную сцену — а Наставшев работает не только очень музыкально, но еще и очень детально, ему важны эмоциональные нюансы, оттенки оттенков. В любовном треугольнике «Искателей жемчуга» его интересует не экзотика страсти, а ее причудливые изгибы, ее лирика. Оркестр под управлением Алексея Верещагина и певцы этой нежной лирической режиссуре вполне соответствуют.
Большой театр, Камерная сцена
3–6 февраля, 19.00
Ходжа Насреддин
Режиссер Тимур Бекмамбетов
Театр наций, Москва
Кукольный спектакль со звездным актерским составом — история Насреддина и его осла по какой-то причине оказалась театральной мечтой продюсера и режиссера Тимура Бекмамбетова. Куклы Анны Викторовой достаточно сложно устроены — каждая со своей собственной психологией, темпераментом, характером. Можно сказать, что люди и животные в этой сказке сосуществуют друг с другом вполне вровень, если бы животные в большинстве своем не были гораздо симпатичнее. «Голосами» фигур работают Евгений Миронов, Константин Хабенский, Виктор Вержбицкий, Елизавета Боярская, короче, сплошной праздник.
Театр наций, Малая сцена
5 и 6 февраля, 14.00 и 18.00
Путешествие Муравьишки, или От рассвета до заката
Режиссер Анна Снегова
Театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург
Детский мюзикл для всей семьи, основанный на сказке Виталия Бианки, написанной в 1936 году. Композитор Роман Львович и поэт Вадим Жук написали свою версию истории про жизнь самых маленьких, то есть муравьев. У которых, впрочем, приключения и страсти вполне всерьез захватывающие и достаточно сложные. Это тот хороший детский театр, который «как для взрослых, только лучше», то есть очень тщательно и эффектно сделанный и вдохновенно сыгранный и спетый.
«Геликон-опера»
6 февраля, 15.00 и 18.00
Саломея
Режиссер Клаус Гут
Большой театр, Москва
«Саломея» Гута — роскошное зрелище с солидной, умеренно интересной режиссерской концепцией и в музыкальном отношении чрезвычайно убедительное. Любители режоперы не разочаруются, противники не обозлятся. История царевны Саломеи как живописная психоаналитическая картина — все это не ново, но по-прежнему прекрасно подходит и Уайльду, и Рихарду Штраусу. Тайны подсознания Саломеи впечатляюще визуализированы с использованием всей постановочной мощи Большого театра. К сожалению, ни на один фестивальный показ не заявлена Асмик Григорян, исполнявшая заглавную партию на премьере, но актерские составы в целом прекрасные. За пультом — маэстро Туган Сохиев.
Большой театр, Историческая сцена
8–10 февраля, 19.00
Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция
Режиссер Дмитрий Крымов
«Мастерская Петра Фоменко», Москва
Лидер зрительских симпатий московского сезона — Дмитрий Крымов не в первый раз ставит спектакль о природе театра, но, кажется, такого протагониста у него еще не было ни разу. Евгений Цыганов в роли постаревшего режиссера-тирана, невыносимого и неотразимого,— это три часа чистой театральной энергии, игры, которой невозможно не поддаться. Вообще же для Дмитрия Крымова вынужденный уход из «Школы драматического искусства» обернулся чрезвычайно продуктивным «свободным плаванием» — он выпускает на разных московских площадках одну успешную постановку за другой, и в нынешней программе «Маски», помимо «Дон Жуана», есть еще его же автобиографический спектакль «Все тут» (театр «Школа современной пьесы»).
«Мастерская Петра Фоменко», Новая сцена
14 и 22 февраля, 19.00
Горбачев
Режиссер Алвис Херманис
Театр наций, Москва
Еще один бесспорный хит московского сезона: «Горбачев», спектакль на двоих, неожиданно лирический ракурс, демонстрирующий историю последнего руководителя и главного реформатора советского государства как историю жизни и любви, как человеческую жизнь, а не функцию в политике и истории. Евгений Миронов в заглавной роли и Чулпан Хаматова в роли Раисы Горбачевой обращаются со своими героями бережно и в то же время бесстрашно, это парад актерского мастерства, когда предметом игры становится другой человек, и эта игра позволяет понять о нем больше, чем тысячи документальных свидетельств.
Театр наций
14 и 15 февраля, 19.00
Университет птиц
«Театр взаимных действий» и фестиваль «Территория», Москва
«Университет птиц», попавший в этом году на «Маску» как «эксперимент»,— одна из самых обаятельных и наглядных вариаций главной темы сегодняшних перформативных искусств, темы подвижности границ, вплоть до их полной отмены. Это концептуальное аудиовизуальное событие, в котором зритель может остаться просто зрителем, а может стать участником — зависит от него самого. Если вы готовы почувствовать себя птицей, то «Университет» вам в этом поможет, если предпочитаете просто смотреть, то в вашем распоряжении умно и талантливо сделанная интерактивная выставка. Так или иначе вы в выигрыше.
«Боярские палаты СТД РФ»
19 и 20 февраля, 16.00 и 19.00
Финист Ясный Сокол
Режиссерка Женя Беркович
Проект «Дочери СОСО», Москва
Еще один спектакль, который несколько лет назад вообще не мог бы появиться в конкурсе главной национальной театральной премии, а еще совсем недавно в крайнем случае фигурировал бы в номинации «Эксперимент». Сегодня спектакль Жени Беркович, посвященный женщинам, которые в поисках нормальной жизни отправляются за своими «Финистами Ясными Соколами», а оказываются в аду, представлен в конкурсе тремя абсолютно заслуженными номинациями. Это очень современный театр — основанный на реальных событиях, независимый, очень социально ориентированный, но и безусловно игровой, яркий, поэтичный, актерский, короче, зрительский.
«Боярские палаты СТД РФ»
22 и 23 февраля, 19.00 и 21.00
33 сестры
Куратор Саша Шумилин
Театральная компания «немхат», Пермь
Хорошо и ясно сделанный перформанс группы «немхат» очень подходит для знакомства с возможностями и устремлениями современного театра. «33 сестры» разыгрываются в публичных местах (в Перми это был аэропорт, в Москве — торговый центр), но участницы перформанса при этом работают со зрителем в формате «с глазу на глаз». Записанные заранее (иногда задолго, иногда — за пять минут до начала показа) истории звучат у вас в наушниках, а женщины, которым эти истории принадлежат, сидят перед вами. Можно уйти, можно начать разговор, можно просто слушать дальше: в любом случае содержание, смысл и продолжительность этого вечера зависят от ваших собственных реакций и мыслей.
Торговый центр «Метрополис», Москва
23 и 24 февраля, 19.00
Город Эн
Режиссер Артем Устинов
Драматический театр, Прокопьевск
Первая постановка романа Леонида Добычина в России. Жанр спектакля обозначен как «заметки на полях»: заметки эти в первую очередь визуальные — режиссер ищет театральный аналог стилю письма самого Добычина и создает своего рода видеоколлаж из артефактов той эпохи, на которую приходится детство главного героя. Оперируют этими артефактами актеры, обозначенные в программке как «исследователи», они сопоставляют, комментируют, разглядывают подлинные сохранившиеся обрывки исторической материи, ищут им подходящее место, объединяют их в группы — и постепенно собирают таким образом материю спектакля — такую же хрупкую, как детские воспоминания.
Центр им. Вс. Мейерхольда, Черный зал
24 февраля, 19.00
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram