Россияне пробуют бизнес «под ключ»
Выгодно ли приобретать уже готовое дело
В России почти на четверть увеличилось предложение по продаже бизнеса, но покупать его готовы лишь единицы. Рост числа подобных объявлений на 23% в 2021 году зафиксировала платформа Avito. Больше всего на продажу выставляли компании в сфере торговли, услуг и интернет-магазины. Стать владельцем готового бизнеса в среднем можно было за 0,5 млн руб. Однако сами продавцы рассказали “Ъ FM”, что серьезного интереса к их предприятиям мало. С чем это связано? Разбирался Владислав Викторов.
Ведение своего дела всегда подразумевало некоторые риски. Сейчас к ним добавились пандемия и внешнеполитическая неопределенность. Инфляция растет, а и без того слабый российский фондовый рынок переживает не лучшие времена. По официальным данным, каждые полгода в России закрываются до 0,5 млн малых предприятий. А число вновь зарегистрированных сокращается с 2019-го.
Один из выходов — купить уже готовую компанию. Но продавец кофейни Александр рассказывает, что за два месяца с серьезными намерениями к нему обратились единицы: «Пробую продать бизнес как вариант готового продукта. Задачи избавиться от своего предприятия у меня нет, просто решил посмотреть, как это вообще работает на рынке. Большинство тех, кто интересуется покупкой, не хотят ничего делать, а просто купить уже рабочий проект, который будет приносить прибыль. Чаще всего задают вопрос: какой оборот? Если людям интересно, они приезжают, смотрят, анализируют и принимают решения, а не пишут».
Приобретая уже готовую компанию, не нужно беспокоиться о регистрации бизнеса. Но иногда именно взаимодействие с госорганами становится причиной продажи предприятия. С этим столкнулась Екатерина, которая решила выставить свой магазин на торги: «Очень маленький оборот и поток клиентов. Решила выставить на продажу, написали сразу три-четыре человека. Все они спрашивали, почему я избавляюсь от магазина. Ни у моей коллеги, ни у моего партнера нет времени этим заниматься. Бизнес идет очень трудно и тяжело, поэтому решили объединиться и продать его».
В среднем новое предприятие живет в России полтора года. Дальше оно либо продается, либо ликвидируется. Но если ему везет и его покупают, срок жизни бизнеса может увеличиться, говорит глава Комитета по экономике Московского отделения общественной бизнес-организации «Опора России» Алексей Каневский: «Когда покупают уже готовый бизнес, люди понимают, что с ним делать, и срок жизни такой компании, конечно, увеличивается минимум до трех-пяти лет. Сейчас спрос значительно ниже, чем предложение.
В основном предлагаются какие-то банальные проекты, которые человек, имеющий финансовые возможности, может начать самостоятельно.
Готовое предприятие приобретается только с целью воспользоваться какими-то наработками».
Вкладываясь в уже готовый бизнес, нужно помнить о сроках окупаемости, считает генеральный директор консалтинговой группы «Личный капитал» Владимир Савенок: «Такие инвестиции сегодня достаточно рискованные. Нужно быть уверенным в том, что бизнес будет развиваться. Надо искать проект, который является бенефициаром инфляции — это компании, связанные с продовольственным сектором. Какие-то сырьевые предприятия очень дорого стоят. При этом мир завоевывают интернет-магазины, спрос на их услуги постоянно растет. В любом случае окупаемость должна быть хотя бы до пяти лет. Для России — три-четыре года».
В первом полугодии 2021 года оборот малого бизнеса в России составил 11,5% от общего оборота всех предприятий, свидетельствуют данные Росстата. Это минимальный показатель с 2008 года, когда подобную статистику вообще начали вести. При этом доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в последние три года колеблется в районе 20%.