Промышленности подберут площадку
На маркетплейс профильного ПО могут выделить деньги из бюджета
Минпромторг оценил затраты на создание единой экосистемы промышленного программного обеспечения (ПО) в 734 млн руб. Министерство рассчитывает, что правительство одобрит выделение средств на проект в 2022 году. Он необходим для развития и тиражирования отечественных продуктов и реализации федерального проекта «Новые производственные технологии», считают авторы инициативы. На первом этапе вложений может быть достаточно, но дальнейшие траты на создание экосистемы должны быть значительно выше, уточняют участники рынка.
Правительство в 2022 году выделит 734 млн руб. на развитие единой экосистемы специального ПО для российских промышленных предприятий в рамках реализации «дорожной карты» «Модульной мультисервисной промышленной платформы» (ММПП), рассказали “Ъ” в Минпромторге. В министерстве уточнили, что документ еще обсуждается и пока не утвержден.
Средства пойдут не только на разработку платформы, но и на внедрение цифровых решений как минимум на 750 предприятиях российской промышленности.
Пилотный запуск ММПП намечен на август, а полностью завершить проект планируется в 2024 году (см. “Ъ” от 14 октября 2021 года). На платформе должна быть создана витрина отечественного промышленного софта, который предприятия смогут использовать для управления производственными процессами, их контроля, сбора данных с объектов и т. д. Предполагается, что предприятия смогут покупать софт по подписке и компенсировать часть затрат через субсидии.
Минпромторг 31 января также направил Минцифры предложения (есть у “Ъ”) по интеграции «дорожной карты» ММПП в план мероприятий развития «Новых производственных технологий» (НПТ) до 2024 года, который был утвержден правительством в 2019 году. Он посвящен развитию пока мало тиражируемых, но значимых для промышленности российских разработок и их экспорта. Из письма Минпромторга следует, что «дорожная карта» ММПП разрабатывалась по поручению премьера Михаила Мишустина от 30 июня 2021 года.
ММПП должна стать инструментом реализации «дорожной карты» «Новые производственные технологии», пояснили “Ъ” в Минпромторге: «Документ, который курирует Минцифры, предусматривает создание цифровой платформы, которая объединит потребителей, то есть предприятия и разработчиков ПО».
Этой платформой и должна стать ММПП, считают в Минпромторге. В Минцифры сообщили, что «дорожная карта» «Новые производственные технологии» уже включает мероприятия по созданию ММПП.
Инженерное и другое отечественное ПО российским компаниям необходимо закупать в рамках программ импортозамещения. Так, в октябре 2021 года Минцифры заблокировало закупку ПАО «Транснефть», которое планировало приобрести продукты Microsoft на 600,9 млн руб. (см. “Ъ” от 19 октября 2021 года). В декабре ГК «Росатом» получила разрешение на закупку ПО немецкой SAP, но при условии перехода на отечественные решения до 2023 года (см. “Ъ” от 29 декабря 2021 года). По данным IDC, выручка от продажи лицензий и поддержки корпоративного программного обеспечения в России по итогам 2020 года выросла на 6,7%, до 61,43 млрд руб.
Промышленности нужны цифровые инструменты для роста производительности: системы управления производственными процессами, которые позволяют связать происходящее на производственных площадках с данными учетных систем планирования ресурсов, говорит директор по стратегическим проектам ГК «Цифра» Павел Федосов. Вопрос сбора, хранения, анализа данных находится в особом фокусе внимания «как базовый слой цифровой трансформации», считает он.
Обеспечение предприятий многофункциональным отечественным программным обеспечением — «вопрос эффективности, безопасности и конкурентоспособности», отмечают в «Ростехе» (в других крупных промышленных группах на запросы “Ъ” не ответили). Создание платформы промышленного ПО с базовой функциональностью не потребует значительного бюджетного финансирования, считают там: «Выделяемых средств достаточно для успешной реализации проекта».
Но, признают в госкорпорации, для «создания многофункциональной, максимально наполненной экосистемы с целью разработки и продвижения такого софта» потребуется значительно больший объем финансирования.
Между тем, например, «Газпром нефть» с партнерами уже занимаются созданием отраслевой платформы, которая «стандартизирует интеграцию между разными производителями и потребителями ПО для производственных процессов». Как пояснили в компании, платформа строится на открытом коде, чтобы каждый мог принимать участие в ее развитии, а пользователи были независимы от возможных ограничений. Источник в одном из крупных промышленных холдингов добавил, что для появления единого маркетплейса необходимы единые стандарты ПО в IT-экосистемах самих компаний, а также интеграция с их «историческим IT-ландшафтом».