Что смотреть на «Золотой маске» в марте
Выбор Ольги Федяниной
Кукольные спектакли для взрослых, музыкальные спектакли, поставленные в драматических театрах, спектакль-книга и российские премьеры современных оперных партитур: в мартовской афише «Маски» центральное место занимают не московские спектакли
Свадьба Фигаро
Режиссер Дмитрий Белянушкин
Театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, Нижний Новгород
Режиссер Дмитрий Белянушкин и дирижер Иван Великанов поставили спектакль, в котором действие перенесено в наши дни, а музыкальная часть следует традиции исторически информированного исполнительства, делая заявку на «аутентичного» Моцарта. Интересный случай: в этом сезоне два оперных театра, что называется, «вернулись на театральную карту страны» — и оба с постановками «Фигаро». Помимо нижегородцев в конкурсе «Маски» участвует то же название в постановке Михаила Бычкова в Воронежском оперном театре. Моцарт им всем в помощь.
Театр «Новая опера», 1 марта, 19.00
Любовь издалека
Режиссер Ярославия Калесидис
«Урал Опера Балет», Екатеринбург
«Любовь издалека», история любви трубадура к Прекрасной даме, происходящая в XII веке,— настоящий современный оперный хит. Кайа Саариахо написала эту оперу по заказу Зальцбургского фестиваля — и ее уже ставили Питер Селларс и Робер Лепаж. Современные оперные партитуры по-прежнему встречаются в премьерных планах российских театров не слишком часто. Екатеринбургский театр оперы и балета в этом смысле работает последовательнее других — в прошлые сезоны именно здесь состоялись российские премьеры «Трех сестер» Петера Этвёша и «Сатьяграхи» Филипа Гласса.
Большой театр, Новая сцена, 8 марта, 19.00
Vita Nuova
Режиссер Елизавета Корнеева
Башкирский театр оперы и балета, Уфа
Еще одна современная оперная партитура со средневековыми сюжетными корнями: композитор Владимир Мартынов обратился к «Новой жизни» Данте Алигьери. Написана эта опера 20 лет назад, но номинированная на «Маску» постановка из Башкирии — российская и мировая сценическая премьера. Спектакль сделан совсем молодой постановочной командой, которая добавила к очень серьезной музыке Мартынова некоторое количество вполне современной иронии, а к средневековой иконографии — достижения революционного авангарда и компьютерной анимации.
Большой театр, Новая сцена, 10 марта, 19.00
Комитет грустящего божества
Режиссеры Дмитрий Волкострелов и Алена Старостина
«театр post», Санкт-Петербург
Павел Пряжко и «театр post» превращают жизнь двух молодых современных горожан в парафраз беккетовского «Годо»: простые действия растягиваются до бесконечности, любое слово повисает в пространстве и заставляет вглядываться и вслушиваться в себя, как в предсказание и символ. Как всегда у Пряжко и Волкострелова, театр — это прежде всего оптический прибор для разглядывания повседневности, позволяющий при желании обнаружить в ней и смысл, и форму, и странную минималистичную красоту.
Электротеатр «Станиславский», Малый зал, 10, 11 марта, 20.00
Кармен
Режиссер Константин Богомолов
Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Из Перми в этом году на «Маску» приезжает какое-то рекордное количество музыкальных спектаклей, и в частности самая скандальная оперная премьера сезона. Казалось бы, режиссура в опере уже давно не менее радикальная, чем в драме (а часто и радикальнее), но у Константина Богомолова по-прежнему получается безошибочно дотянуться до рефлексов возмущенности и оскорбленности части публики — например, превратив Кармен в бандитку Соньку из Одессы. За музыкальную часть отвечает маэстро Филипп Чижевский, выступающий своего рода гарантом того, что «в этом безумии есть своя система».
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 11 марта, 19.00
|Общее место|
Проект Э. Куликовой и П. Кардымон, Новосибирск
Спектакль для одного зрителя из номинации «Эксперимент» общается со своей публикой при помощи рукодельной книги, которую вам, вместе с инструкцией по применению, выдадут на час. За этот час вы совершите путешествие по книге, найдете общие воспоминания с ее создательницей (так как создательниц две, то и вариантов книги тоже два), проложите свой собственный маршрут в том лабиринте артефактов, который оказался в вашем распоряжении. Куар-коды здесь так же важны, как и обаяние школьного девичьего дневника с вклеенными в него «секретиками».
Центр им. Вс. Мейерхольда, 13–18 марта
Квадрат
Режиссер Дмитрий Крестьянкин
«Плохой театр», Санкт-Петербург
Игры дворовых подростков где-то в русской провинции в середине 90-х: Дмитрий Крестьянкин написал и поставил пьесу-воспоминание о собственном детстве, в котором квадрат городского двора оказывается единственным местом, хоть как-то отгораживающим тебя и твоих друзей от непредсказуемого, постоянно изменяющегося взрослого мира. Отгораживающим — но не защищающим: детство все равно закончится, и не всем обитателям двора удастся это пережить.
Центр им. Вс. Мейерхольда, 13 марта, 19.00
Антигона
Режиссер Роман Феодори
«Театр-Театр», Пермь
У драматического «Театра-Театра» за последнее десятилетие набралось побольше «Золотых масок» за музыкальные спектакли, чем у российских театров оперетты и музкомедии. К музыкальным премьерам здесь относятся вполне серьезно — вот и для «Антигоны» собрали сильную постановочную группу в составе композитора Ольги Шайдуллиной, авторки либретто Жени Беркович и режиссера Романа Феодори. В главных ролях прекрасные актеры Эва Мильграм и Альберт Макаров. Действие происходит в городе, в котором невозможно дышать, потому что война закончилась, а трупы остались,— сюжет для мюзикла не то чтобы очевидный.
РАМТ, 15 марта, 19.00
Циолковский
Режиссер Борис Павлович
Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль
Режиссер Борис Павлович и художники Алексей Мохов и Мария Лукка поставили крупноформатную, очень зрелищную мистерию, в которой от повседневности до звезд ровно один шаг, и этот шаг человек делает у себя в голове. Один день из жизни провинциального учителя Кости Циолковского вмещает в себя не только всю его дальнейшую судьбу, но и богатую историю взаимоотношений человечества с космосом.
Малый театр, 15 марта, 19.00
Плот Медузы
Хореограф Павел Глухов
Камерный театр, Воронеж
Редкий в современном театре жанр «живая картина» — в данном случае хореографическая. Павел Глухов берет сюжет полотна Жерико «Плот Медузы» и выдумывает продолжение истории крушения французского фрегата, перемещая события из 1816 года в современность. Люди встречаются с рыбами, жизнь продолжается под водой, перед лицом катастрофы человечество танцует как ни в чем не бывало — и выглядит при этом, как выясняется, не худшим образом.
Центр им. Вс. Мейерхольда, 23 марта, 20.00
Нана
Режиссер Андрий Жолдак
Александринский театр, Санкт-Петербург
Андрий Жолдак часто ставит спектакли о людях в пограничных состояниях, о людях-эксцессах, потому что те, которые к эксцессу непригодны, ему, кажется, не очень интересны. В данном случае это героиня романа Золя, а эксцесс — это женская привлекательность, которая рождается из женской зависимости. Нана в спектакле Жолдака превращает свое тело в эксцесс и в оружие против окружающего мира. Анна Блинова в роли Нана, безусловно, одна из главных в этом году претенденток на актерскую «Маску».
Центр им. Вс. Мейерхольда, 28, 29 марта, 19.00
Адәмнәр (Люди)
Режиссер Ильгиз Зайниев
Театр кукол «Экият», Казань
Кукольные спектакли ставят для того, чтобы рассказывать истории, которые с «настоящими» актерами не расскажешь — по разным причинам. Например, из-за их невыносимой тяжести. «Люди», инсценировка повести Галимджана Ибрагимова,— это история голода в Татарстане в 1920-х, и про этот прекрасный, талантливый спектакль нужно честно заранее предупреждать: он про страшное, очень страшное, самое страшное. Но с куклами как-то все же возможное.
Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Малый зал, 30, 31 марта, 19.00
«Выиграть войну так же невозможно, как выиграть землетрясение» // Почему война — это всегда плохо
Подписывайтесь на Weekend в Instagram