Российский риал
ЦБ и Минфин согласовали экстренное возвращение валютного контроля по иранской схеме
Банк России повысил ключевую ставку с 9,5% до рекордных 20% годовых. Ужесточение денежно-кредитной политики регулятор объясняет борьбой с рисками роста цен и защитой сбережений населения в условиях внешней волатильности. Параллельно для поддержания финансовой стабильности Центробанк (ЦБ) и Минфин согласовали требование для экспортеров по обязательной продаже 80% валютной выручки по внешнеторговым контрактам, заморожены также сделки по выводу из рублевых активов. Экстренные меры в краткосрочной перспективе должны стабилизировать валютный курс в условиях заморозки активов ЦБ, но на более длинном горизонте возвращение валютного контроля бессмысленно как постоянное решение — «иранская» схема работы для такого размера экономики вряд ли будет работоспособна.
Совет директоров Банка России на внеплановом совещании принял решение о резком повышении ключевой ставки сразу на 10,5 процентных пункта — до 20%. Свое решение ЦБ объясняет поддержанием финансовой и ценовой стабильности — тем самым регулятор намерен обеспечить рост «депозитных ставок до уровней, необходимых, чтобы компенсировать возросшие девальвационные и инфляционные риски».
Подъем ставки потребовался из-за «кардинального» изменения внешних условий — ранее решение о резком подъеме ставки (с 10,5% до 17%) принималось в конце 2014 года на фоне обострения конфликта из-за Украины. Меры также объяснялись необходимостью поддержать российскую валюту — при этом ставка вскоре начала снижаться, поскольку угрожала резким ростом доходности по облигациям, снижением доступности кредитования для бизнеса и замедлением восстановления экономики.
В ответ на военную операцию России в Украине курс рубля уже обвалился до исторического минимума на внебиржевом рынке Forex, а в ходе утренней сессии на Мосбирже доллар вырос с 83 руб. до 90 руб, а евро — с 93 руб. до 101 руб.
Вчера, напомним, ЕС согласовал заморозку активов ЦБ — сегодня европейские власти уточнили, что мера затронет «около половины или больше финансовых резервов Центробанка». Речь идет о запрете операций, связанных с управлением резервами, а также активами ЦБ, в том числе операции с любыми юрлицами и организациями, действующим от имени или по поручению ЦБ. Эти меры закрыли возможность клиринговых расчетов санкционных банков через ЦБ, по крайней мере в евро.
Ранее считалось, что подпавшие под санкции банки (около 70% всей банковской системы) смогут проводить валютные расчеты через счета ЦБ, поскольку прямые платежи в валюте в пользу таких банков считаются токсичными и грозят распространением санкций на самих плательщиков. Вслед за ЕС Великобритания также объявила, что запрещает финансовые операции с ЦБ и российским Минфином.
Де-факто валютная составляющая российских резервов, не исключая ФНБ, заморожена почти полностью. Альтернативные схемы операций с ними вряд ли могут быть разработаны мгновенно, ограничения на резервы — даже с учетом опыта Ирана решение беспрецедентное, к нему в России явно никто не готовился.
Как указывают в Банке России, дальнейшие решения по ключевой ставке будут зависеть от оценки рисков со стороны внешних и внутренних условий, а также реакции на них финансовых рынков и с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели.
Для поддержания финансовой стабильности и обеспечения валютными резервами ЦБ и Минфин согласовали решение по введению с 28 февраля требования по обязательной продаже 80% валютной выручки.
До сих пор финансовые власти занимались поэтапной либерализацией валютного регулирования — подобные требования действовали с 1992 по 2006 год (при этом норматив продажи был снижен с 50% до 10% к 2004 году). Однако искусственное поддержание предложения валюты ЦБ счел излишним, поскольку экспортеры в любом случае продают на внутреннем рынке гораздо больше валюты, чем по нормативу обязательной продажи: им необходимы рубли, чтобы платить налоги, выплачивать зарплаты и осуществлять инвестиции.
Напомним, что решение ЦБ РФ об отмене норматива обязательной продажи валютной выручки вступило в силу в мае 2006 года — как шаг к либерализации валютного регулирования и достижению полной конвертируемости рубля. Решение поставило точку в длинной истории этого вида валютного регулирования.
Обязательная продажа части валютной выручки экспортерами была введена с 1 января 1992 года указом президента Бориса Ельцина о либерализации внешнеэкономической деятельности. Сначала 40% выручки шло в республиканский валютный резерв по спецкурсу, 10% — на формирование валютного резерва (ЗВР) ЦБ. С 1 июля 1992 года республиканский валютный резерв и спецкурс были ликвидированы, все 50% валютной выручки было приказано продавать на внутреннем рынке по правилам, установленным ЦБ. Сначала 20% продавалось на внутреннем рынке, а 30% — непосредственно ЦБ на пополнение ЗВР. С 1 июля 1993 года ЦБ разрешил продавать все 50% выручки на валютном рынке.
После кризиса 1998 года с целью пополнения валютных резервов и стабилизации Госдума одобрила увеличение норматива с 50% до 75%. Затем, в июле 2001 года, когда благодаря высоким ценам на нефть в страну пошел поток нефтедолларов, норматив решили опять снизить до 50%.
В 2003 году после принятия новой редакции закона о валютном регулировании, который и установил, что этот вид регулирования отменяется с 2007 года, ЦБ снизил норматив до 25%. Но и этого оказалось много. В ноябре 2004 года ЦБ снизил норматив продажи до 10%. В 2006 году, когда растущие цены на нефть обеспечивали огромное положительное сальдо платежного баланса и стремительный рост ЗВР, ЦБ счел что нет необходимости поддерживать искусственное предложение валюты.
ЦБ также пытается сдержать выход нерезидентов из российских активов — для этого введен временный запрет для брокеров на выполнение сделок по продаже ценных бумаг по поручению иностранных юридических и физических лиц.
О решении полностью избавиться от российских активов сообщил Норвежский суверенный фонд (крупнейший в мире, с $1,3 трлн активов), успел продать российские бумаги канадский пенсионный фонд Квебека.
Фактически фондовый рынок после решения ЦБ искусственно разделен на две части, нормальное ценообразование в нем сейчас невозможно — как, впрочем, и на всех рынках РФ. Отметим, что схема реагирования Минфина и ЦБ на происходящее стандартна, а экстренное введение валютного контроля возвращает в РФ схему работы финансовых институтов Ирана времен санкций к местному нацбанку со стороны Европы и США — но так в постоянном режиме экономика РФ, гораздо более глобализованная, чем в Иране 1980–1990 годов, явно работать не может. Если и есть постоянное решение для финансовых рынков РФ в этой ситуации, оно будет иным, чем применяется сейчас.