Безработица в пути
Рынок труда санкций еще не заметил
Ведущие российские онлайн-платформы для найма персонала пока не фиксируют существенных изменений в рекрутинговых стратегиях российских компаний. В перспективе, впрочем, падение зарплат и рост безработицы почти неизбежны — так, например, уровень последней может к концу 2022 года подняться до 7%.
Ведущие российские онлайн-платформы для найма персонала пока не фиксируют заметных изменений в динамике размещения вакансий и резюме на своих порталах. Среди опрошенных “Ъ” — hh.ru, SuperJob и «Авито Работа», на которые в совокупности, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», приходится примерно 60% всех размещаемых в интернете вакансий.
К началу 2022 года, напомним, российский рынок труда уже восстановился от последствий пандемии коронавируса: в январе уровень безработицы, по данным Росстата, составил 4,4%, что сопоставимо с показателем тех же периодов 2018–2019 годов. Однако введение против РФ экономических санкций рядом западных стран и последовавший за ним уход из страны ряда крупных ритейлеров и фирм с иностранным участием может сократить число доступных населению рабочих мест.
Впрочем, пока, по данным hh.ru, на портале онлайн-сервиса число размещенных вакансий превышает прошлогодний показатель на 26%, а число резюме — на 4%.
Как отмечает ведущий эксперт компании Наталья Данина, сейчас ни в одном сегменте рынка труда не видно «резких изменений».
«Пока прошло слишком мало времени с наступления новой реальности в феврале 2022-го, а рынок труда обычно реагирует не мгновенно — примерный срок обозначения реакции составляет полторы-две недели»,— говорит она. В то же время до половины клиентов-работодателей сервиса «заняли выжидательную позицию» — у остальных подбор новых сотрудников происходит в запланированном темпе и режиме.
Схожим образом ситуацию “Ъ” прокомментировали и в «Авито Работа»: каких-либо резких изменений в части размещения вакансий или резюме на платформе нет. В пресс-службе SuperJob также сообщили, что индекс активности работодателей на рынке труда пока держится на уровне 2021 года. «Пока работает инерция: большой спрос на кадры не может в одночасье смениться резким падением. Работодатели хорошо помнят, каково это — искать персонал на дефицитном рынке»,— отмечает глава исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова. Впрочем, она признает, что сложная рыночная ситуация может быть использована компаниями для избавления от неэффективных сотрудников — об оптимизации численности персонала рассказали 7% опрошенных порталом работодателей.
В то же время в перспективе ухудшение на российском рынке труда будет неизбежным.
Впрочем, по данным “Ъ”, четких прогнозов падения российской экономики нет даже в правительстве, хотя ведомства, в том числе Минтруд, уже представили Белому дому первые «черновые» варианты мер поддержки своих профильных сфер (подробнее см. “Ъ” от 1 марта). Первые негативные изменения могут произойти в конце марта — к этому моменту, например, определится ситуация в авиаотрасли, столкнувшейся, по сути, с невозможностью своей работы в нынешнем виде. Крупный российский бизнес из других сегментов российской экономики будет перестраивать свои проекты от нескольких месяцев до полугода. Ритейлеры, которые в основном заявили о приостановке своей работы в РФ и пока не увольняют работников, также должны будут принять решение о продолжении сотрудничества с ними в пределах полугода, отмечает юрист Центра социально-трудовых прав Юлия Островская. «Вряд ли компаниям выгодно платить зарплаты неработающим сотрудникам, а перевести их в режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели можно на срок до шести месяцев»,— говорит она.
Как отмечает глава Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, в дальнейшем изменения на российском рынке труда, скорее всего, пойдут по уже знакомому сценарию: работодатели будут стараться сокращать не занятость, а зарплаты, работники же столкнутся в первую очередь с потерей дохода. «Но какие-то предприятия, наиболее зависимые от импорта или вовлеченные в международную деятельность, могут полностью прекратить свою работу»,— говорит он.
Тем не менее, по мнению ведущего экономиста ЦМАКП Игоря Полякова, к концу года уровень безработицы в РФ может достигнуть 7%. В основном, по его словам, пострадают промышленность, транспорт, сфера торговли и общественного питания.
Хотя сценарий сокращения доходов населения пока просчитать невозможно, власти уже объявили о первых мерах их поддержки. Так, вчера президент Владимир Путин анонсировал введение выплат для малоимущих семей с детьми в возрасте от 8 до 16 лет, что даст поддержку одной из наиболее уязвимых с точки зрения доходов категории российских домохозяйств.