«Бермудский треугольник» авиаотрасли

Как приостановка сертификатов на лизинговые борта отразится на полетах

Половина российских самолетов лишилась летных документов, но авиакомпании продолжили выполнять рейсы. Власти Бермудских островов, где зарегистрированы большинство Airbus и Boeing российских перевозчиков, приостановили сертификаты летной годности. Без них выполнять полеты запрещено, но российские авиакомпании закрыли на это глаза, пишет “Ъ” со ссылкой на Flightradar24. Заморозка сертификатов стала очередной проблемой российской авиаотрасли, которая и так оказалась одной из самой пострадавших с начала специальной военной операции. Остаются ли шансы спасти ее? Об этом — Иван Корякин.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Бермудскую прописку, по данным на 24 февраля, имели 768 самолетов российских авиакомпаний — в первую очередь это Airbus и Boeing. Решение о приостановке сертификатов местные власти приняли из-за уже введенных санкций, в том числе запрета на поставку запчастей. Потому и нельзя «с уверенностью утверждать, что эти самолеты пригодны для полетов», заявил бермудский регулятор.

И тут не поспоришь, ведь решение закономерное, говорит главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский: «Самолет должен находиться в каком-то авиационном реестре. Если борт зарегистрирован на Бермудских островах, то в их реестре и содержатся сведения. После этого местные эксперты утверждают, что самолет исправен, и тогда лизингодатель имеет возможность его предложить на рынок, а авиакомпания эксплуатировать. Сейчас все эти документы уничтожаются в обратном порядке».

Заморозка сертификата летной годности еще не означает, что эксплуатировать самолет стало небезопасно. Просто это будет незаконно. «Это все равно, что ездить с аннулированными правами на угнанной машине с недействительными номерами»,— сказал РБК топ-менеджер российского перевозчика.

Вот и летчик первого класса, капитан воздушного судна А-320 Андрей Литвинов тоже недоумевает: «Мы всегда работали строго по документам ICAO. Что касается "Аэрофлота", там комар носа не подточит, все документы всегда в порядке. С точки зрения летчика, я, например, не понимаю, как работать без сертификата эксплуатанта. Но, думаю, выход найдется».

Примерно так и произойдет: сертификаты летной годности Россия может продлить сама сразу на полгода, как предлагал Минтранс. Перед этим необходимо перевести самолеты в свой реестр. И в этой ситуации такой подход оправдан, говорит заслуженный пилот России Виктор Саженин: «Если эти Boeing или Airbus, которые были зарегистрированы на Бермудах, соответствуют нормам летной годности, значит, государственный регулятор в лице Росавиации тоже вправе выдавать ему этот сертификат. При этом ранее Межгосударственный авиационный комитет тоже выдавал документ на право полетов на данных воздушных судах, и что они соответствуют нормам летной годности в нашей стране».

Несмотря на заморозку сертификатов, полностью полеты не прекратились. 13 марта российские авикомпании поднимали в воздух сотни самолетов с приостановленными сертификатами, несмотря на все риски, включая возможный арест по требованию лизингодателей.

«Летаем на честном слове»,— сказал собеседник “Ъ” в авиаотрасли. Такие рейсы, по сути, нелегальны. И в дальнейшем их едва кто-то согласится страховать, особенно без сертификата летной годности.

Но это все формальности по сравнению с реальным техобслуживанием. Если сертификат летной годности Россия может продлить сама, то обновить западное программное обеспечение автопилота в условиях санкций будет невозможно, а проблемы возникнут даже у российских Sukhoi Superjet 100 — их двигатели наполовину французские.

Выходы есть, но все они не в пользу безопасности полетов, продолжает Алексей Екимовский: «Тут уже вопрос с физическим поддержанием летной годности. Есть несколько выходов, и они все очень плохие, например, так называемый "каннибализм", когда один самолет разбирается на запчасти, или неофициальные поставки этих запчастей из дружественных стран».

Денег на запчасти должно хватить: из-за роста цена на топливо авиакомпании ожидают неожиданно внушительную компенсацию за керосин — 16,5 млрд руб. — в четыре раза больше, чем ожидалось. Так должен сработать демпферный механизм. Правда, отмечает “Ъ”, есть риск, что его вообще отменят из-за девальвации.

Вся лента