«Еще вчера мы считали, что отсутствие иностранных инвестиций — это большой минус»
Проекты по импортозамещению обсудили на совещании у главы Удмуртии
Предприятия Удмуртии подключаются к проектам по импортозамещению. СЭГЗ пустил производство двигателей для трамваев, «Ижкриотехника» занимается реконструкцией зарубежного оборудования, «Локомотив» планирует выпускать гигиенические прокладки и фастексы. На совещании у главы Удмуртии Александра Бречалова обсудили процесс наращивания производства продукции импортозамещения. Эксперты отмечают, что по ряду направлений возможен интерес со стороны российских компаний, потерявших из-за санкций зарубежных партнеров.
О ходе работы по импортозамещению на аппаратном совещании в резиденции главы Удмуртии доложил министр промышленности и торговли республики Виктор Лашкарев. Он напомнил, что индекс промпроизводства по итогам первого квартала 2022 года в Удмуртии оказался на 5,5 процентных пункта выше общероссийского — 111,4%. По обрабатывающим производствам разница составили 15,5 процентных пункта — 120,6%.
Ведомство заключило соглашение с Минпромторгом РФ на привлечение в Удмуртию 44 млн руб. для компенсации процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями на оборотные средства. По словам министра, ориентировочный объем займов поможет привлечь в экономику более 400 млн руб. инвестиций.
В конце апреля прошли встречи с представителями госкорпорации «Росатом» и «Лукойл-Пермь». Итогом совещания с «Росатомом» стала перспектива участия компаний из Удмуртии в закрытом конкурсе на определение подрядчиков при реконструкции под экотехнопарки объектов «Камбарка» и «Марадыковский». Стоимость проектов — 7,7 млрд и 10 млрд руб. соответственно. Визит представителей «Лукойл-Пермь» завершился договоренностями провести на площадках компании испытания скважинного трактора производства Ижевского радиозавода. Это устройство для техобслуживания и геофизических исследований в горизонтальных стволах нефтяных скважин, о его разработке предприятие сообщало в октябре 2021 года. Специалисты «Лукойл-Пермь» также проведут аудит производства химических основ и реагентов на Камбарском машзаводе.
Господин Лашкарев рассказал также об управляемой смене собственника Балезинского литейно-механического завода. По его словам, его приобрела местная компания, название он не указал. В ближайшее время предприятие перерегистрируют из Челябинской области в Удмуртии, оно возобновило работу и уже отозвало уведомление о сокращении работников.
На прошлой неделе Сарапульский электрогенераторный завод запустил производство двигателей для трамваев. До 22 февраля 75% двигателей для электротранспорта закупались в Чехии и Австрии.
«Создание отечественного производства позволит заместить до 50% импорта и производить ежегодно до 1000 электродвигателей, что позволит укомплектовать до 250 низкопольных трамваев в год. Инвестиции в создание производства составили 270 млн руб., из них 200 млн льготного займа по программе федерального фонда развития промышленности»,— отметил господин Лашкарев.
Можгинское предприятие «Красная звезда» организовало производство гнутоклееных деталей на спинку стула. Ранее такую продукцию изготавливали для немецких и американских производителей, теперь поставки пойдут двум российским компаниям—изготовителям стульев. Отгрузки на территорию США и Германии проходят новыми логистическими цепочками. Компания «Клер» пустила производство медицинских кресел. По словам министра, производственные мощности позволяют полностью заменить продукцию китайских и европейских производителей. Компания «Локомотив» из вторично переработанных ПЭТ-бутылок изготавливает материалы для строительства и ремонта. Аналогов этой продукции в стране нет, отметил господин Лашкарев.
Кроме того, предприятие собирается пустить производство импортозамещающей продукции — гигиенических прокладок и пластиковых карабинов фастексов.
В работе минпромторга Удмуртии находится проект предприятия КБЭ XXI века, которому требуются инвестиции для организации производства электрических соединителей для авиационной промышленности. Продукция сможет заменить ведущих американских поставщиков. Компания «Ижкриотехника» подключилась к решению задачи предприятия «Мечел-энерго», которое производит кислород для больниц. Оно использует украинское оборудование, которому сейчас требуется ремонт. «Ижкриотехника» обладает компетенциями для реконструкции такого оборудования и готово предложить услуги для других владельцев подобной техники.
По словам главы Удмуртии Александра Бречалова, у предприятий республики широкие возможности для пуска проектов по импортозамещению.
«Подобную простую номенклатуру, которую делает, например, предприятие “Красная звезда”, мы сможем спокойно без больших вложений в короткие сроки локализовать в Удмуртии. То же самое касается оборудования, которое мы завозили из-за рубежа: многое мы можем делать сами. Еще вчера мы считали, что отсутствие иностранных инвестиций — это большой минус. Сейчас понимаем, что это огромный плюс, я, конечно, имею в виду инвестиции из недружественных стран. Поэтому нужно четко понимать, что сейчас пришло наше время, и мы должны использовать наши возможности в полную силу»,— сказал глава региона.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что из перечисленных проектов ключевым является производство Сарапульским электрогенераторным заводом тяжелых тягловых двигателей для трамваев: в условиях действующих против России санкций их поставки из Европы могут в любой момент прекратить, а рассматривать китайские компании в качестве полноценной замены он бы не стал — не факт, что они могут выпускать аналогичную продукцию достойного качества и готовы ее поставлять по адекватным ценам. «То же самое касается различных видов медицинских кресел. Как ни парадоксально, но, например, гинекологические кресла в настоящее время завозятся из-за границы. В России ключевыми производителями являются “Клер” и Досчатинский завод медицинского оборудования, помимо них гинекологические кресла в нашу страну поставляют финская Lojer, немецкие Medifa и Schmitz, польская Famed, итальянские Givas и TT Med, чешская Borcad и другие»,— пояснил эксперт.
По его мнению, важна организация выпуска электрических соединителей для авиации, так как на Sukhoi Superjet-100 и МС-21 используется продукция французской Radiall, американских Glenair и Amphenol. «Тем самым российское авиастроение оказывается уязвимым от сбытовой политики зарубежных поставщиков. Если же электрические соединители будут изготавливать в Удмуртии, то это только пойдет на пользу отечественным авиационным заводам»,— говорит господин Хазанов.
Все важнейшие новости Ижевска и Удмуртии читайте в нашем ВК