Развитие лизинга возможно через единое пространство ЕАЭС
Сергей Гришунин — о перспективах лизинговой отрасли
По прогнозам Национального рейтингового агентства (НРА), структурное ухудшение ситуации в лизинговой отрасли России в связи с санкционными ограничениями и смежными факторами приведет к тому, что в рамках базового сценария по итогам года количество новых лизинговых договоров может сократиться на 40–50%, а количество предметов лизинга — на 45–55%. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает, что поддержать отрасль и помочь ей преодолеть кризис способно ускоренное развитие единого лизингового пространства стран ЕАЭС.
Хроническими проблемами российской экономики являются высокая доля сырьевого сектора в структуре доходов бюджета, невысокая доля в валовом внутреннем продукте высокотехнологичных компаний и отраслей, а также высокий износ основных средств. Кроме того, компании в неэнергетических отраслях имеют недостаточное количество финансовых ресурсов для глубокого обновления основных фондов. Если эти проблемы не будут решены, то они будут ограничивать возможности страны в части достижения ею целей повышения конкурентоспособности, технического перевооружения и повышения качества жизни населения.
Частично решить эти проблемы, по мнению НРА, можно путем развития лизинговой отрасли, поскольку его функциональное значение и заключается в переоснащении основных фондов предприятий. Преимуществами лизинга являются: сниженные или отсутствующие требования по дополнительному обеспечению, свобода предметов лизинга от претензий кредиторов, ускоренная амортизация. Также он стал очень удобной альтернативой покупке в первую очередь транспортных средств и оборудования в условиях их недостатка на рынке. Наконец, для малого и среднего бизнеса лизинг является чуть ли не единственной возможностью приобретения высокотехнологичного оборудования.
Потенциал роста лизинговой отрасли России остается очень высоким. Объем инвестиций в основной капитал через финансовые институты находится в среднем на уровне 3% от ВВП и к 2021 году снизился до 2%. По мнению НРА, для обеспечения устойчивого роста ВВП эта доля должна быть выше 5%. По сравнению с Китаем, где валовое накопление капитала к ВВП составляет последние десять лет более 40%, в России это значение составляет всего 20%.
Высокий потенциал отрасли способствовал ее росту в последние пять лет. В 2021 году объем нового бизнеса превысил 2 трлн руб., а доля лизинга в ВВП выросла до 1,7% с 0,9% в 2016 году. Темпы прироста совокупного лизингового портфеля в 2021 году составили 25% год к году, а объемы полученных лизинговых платежей превысили 50% год к году. Ожидалось, что доля лизинга к ВВП к 2023 году превысит 2%.
Однако этим прогнозам не суждено сбыться, так как в 2022 году отрасль столкнулась с беспрецедентным кризисом. Санкционные ограничения будут вызывать существенный товарный дефицит, что негативно скажется на объемах нового бизнеса. Резкое ужесточение денежно-кредитной политики в начале года сделало лизинг «запретительно дорогим» для клиентов. Кроме того, санкции приведут к падению экономики России. По оценкам НРА, ВВП в 2022 году упадет на 5,5–7,5% по сравнению с 2021 годом, а инвестиции в основной капитал (основной показатель, определяющий лизинговую активность) — на 25–30%
Лизинговая отрасль будет «вкатываться» в этот кризис постепенно. В первом квартале 2022 года уже наблюдалась слабо отрицательная динамика. По данным статистики Федресурса, количество предметов лизинга, переданных клиентам, в первом квартале составило около 103 тыс. предметов, или на 20% меньше, чем за тот же период годом ранее. Количество заключенных договоров составило около 78 тыс., что составляет снижение на 17%. Количество лизингодателей снизилось до 463 компаний. И это несмотря на то что в конце февраля — начале марта наблюдался повышенный спрос клиентов на предметы лизинга.
Стабилизации ситуации будет способствовать смягчение денежно-кредитной политики. По прогнозам НРА, ключевая ставка к концу года составит 7,5–8,0% годовых. Это позволит лизинговой отрасли «дышать». Однако структурное ухудшение преодолеть так просто не получится. Значительно снизилось предложение техники, она подорожала, осложнились импорт и обслуживание, нарушены экономические связи и экономическое развитие в целых секторах. НРА ожидает, что в рамках базового сценария 2022 года количество новых лизинговых договоров может сократиться на 40–50%, а количество предметов лизинга — на 45–55%.
Уменьшение количества передаваемых предметов лизинга произойдет в первую очередь в секторе автотранспорта. Это связано как с падением реальных располагаемых доходов населения, так и с «тройным ударом»: сокращением производства автомобилей в мире в связи с нехваткой полупроводников и комплектующих, санкциями и нарушением логистики. В этой группе спад может составить до 60%, тем не менее он может быть частично компенсирован лизингом подержанных автомобилей и возвратным лизингом. Несмотря на высокий восстановительный спрос на высокотехнологичное оборудование, в 2022 году этот сегмент снизится на 50–60% из-за санкционных ограничений.
В секторе железнодорожного и водного транспорта, а также секторе спецтехники и общественного транспорта падение ожидается в меньших объемах. Это объясняется продолжением реализации национальных и крупных инфраструктурных проектов, программами обновления транспорта в регионах и ожиданиями, что лизинг железнодорожной техники все же будет продолжен, хоть и в меньших объемах. В области спецтехники падение составит около 30%, а в области транспорта — около 20%.
Растущая инфляция в 2022 году частично компенсирует падение показателя объема нового бизнеса (стоимости имущества). По этому показателю в 2022 году НРА ожидает падение в 30–35%. Доля лизинга в ВВП может снизиться до 1,2–1,3% с 1,7% в 2021 году.
Преодолеть структурный кризис, поддержать лизинговую отрасль и дать ей новые стимулы для развития способно ускоренное развитие единого лизингового пространства стран ЕАЭС. Такой формат взаимодействия позволит пополнить часть недостающих на российском рынке предметов лизинга, будет способствовать созданию новых логистических связей и позволит организовать единые для стран союза источники фондирования операций, а также широко использовать подержанную технику. В дальнейшем единое лизинговое пространство может распространиться и на страны БРИКС.
Для ускорения создания единого лизингового пространства необходима стабильная нормативная база, понятная для всех игроков рынка ЕАЭС. Необходимо стремиться к устранению всех законодательных, юридических и иных препятствий для свободного движения товаров и услуг, осуществления трансграничных платежей и предпринимательской деятельности. Такое развитие кооперации может привести к более быстрому и более качественному восстановлению лизинговой отрасли на пространстве ЕАЭС.