Российским стартапам здесь не рады

Из-за чего Harvard Business Services перестает сотрудничать с компаниями из РФ

В США отказываются работать с российскими стартапами. Регистрационный агент Harvard Business Services уведомил клиентов, что не может сотрудничать с проектами, чьи основатели россияне, пишет The Bell. Он объясняет это тем, что санкции запрещают оказывать консалтинговые и бухгалтерские услуги компаниям из РФ. Что это значит для стартапов с российскими корнями? И как изменилось отношение к ним после 24 февраля? Расскажет Даниил Бабкин.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Штат Дэлавер — по сути, внутренний офшор США. Лояльность местных законов притягивает сюда стартапы со всего мира. Чтобы открыть их, нерезидентам нужно иметь регистрационного агента. Один из них, Harvard Business Services, разослал своим клиентам письмо, в котором сообщил, что не может работать с компанией, где хотя бы один из основателей россиянин.

Впрочем, американский инвестор российского происхождения Николай Давыдов считает, что агент перестраховывается, и стартапы с российскими корнями могут спокойно перейти к другой организации. Проблемы возникают в основном у основателей, указывающих при регистрации российские адреса, отмечает он:

«Многие почему-то сделали умозаключение, что американским компаниям нельзя предоставлять бухгалтерские и консалтинговые услуги русским. Это не так. Это исключительно частная инициатива конкретно Harvard Business Services. Буквально в течение одного дня несколькими письмами осуществляется смена регистратора. То есть реально у стартапов с российскими корнями, чьи основатели находятся в США, никаких проблем нет».

Но неужели события последних месяцев никак не повлияли на зарубежных инвесторов? И готовы ли они все так же давать деньги на российские проекты? Если основатели стартапа уехали из России, проблем не возникает, убежден управляющий партнер Red Sharks Ventures Александр Матвеев:

«Ведем сейчас сделку: российские ребята два года назад релоцировались в Европу — бизнес очень хороший, к нему есть большой интерес.

Была масса встреч с американскими инвесторами — часть из них дала commitment. Если ты русский, живущий в Европе или в Америке и ведущий там европейский, американский или вообще строящий глобальный бизнес, то какого-то отторжения нет. Многие, наоборот, говорят, buddies, мы все понимаем, это не твоя ситуация».

Хотя события последних месяцев все же бесследно не прошли, прямых санкций, запрещающих финансирование российских стартапов, нет, но отношение некоторых инвесторов сильно изменилось, говорит основатель компании «Ультра Моторс» Андрей Зиновьев: «У меня electric vehicles-проект — мы делаем водородный грузовик. Это сейчас тренд, и многим инвесторам интересно, в том числе американским.

Но один из них прямо мне сказал: давайте уже заметим в комнате слона: сейчас происходит то, что происходит. Для нас это большой сдерживающий фактор. Они смотрят, куда мы идем, как мы развиваемся, но любое решение об инвестировании они приостановили до момента, когда все это закончится».

Некоторые зарубежные инвесторы пошли дальше — чтобы получить финансирование, основатели стартапа должны четко обозначить свое отношение к происходящему на Украине. Причем в письменном виде, говорит управляющий партнер компании Mindrock Павел Черкашин: «Любого фаундера, говорящего на русском, инвестор изучает на предмет того, адекватно он оценивает происходящие события или нет. Если человек предполагает, что ситуация нормальна, то поддержки ни от кого не получит».

Несмотря на то, что многие стартапы релоцировались, больше половины проектов из России хотят иметь бизнес именно на родине или в СНГ, следует из опроса платформы DSight. Между тем все чаще эксперты говорят, что отечественный венчурный рынок разрушен, а компании не знают, как привлекать инвестиции.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента