Корпорация со взрывным характером
Как DuPont проделала путь от порохового завода до одной из крупнейших химических компаний
В этом году исполняется 220 лет с момента основания компании DuPont. На ее историю повлияли не только Великая французская революция, король Людовик XVI и гражданская война в США, но и тяга женщин к красивым вещам, спрос на удобную посуду, многомиллионные судебные тяжбы и стремление к мировому лидерству.
Смесь французского с американским
Компания DuPont, или, как было бы правильно ее называть, E.I. du Pont de Nemours & Company, была основана в 1802 году французом аристократического происхождения Элетером-Ирене Дюпоном. Родившийся в 1771 году Дюпон с юных лет интересовался химией и особенно тем ее разделом, который посвящен взрывчатым веществам. В 14 лет он поступил в престижный Коллеж де Франс, а в 16 лет благодаря связям своего отца, видного французского экономиста и политического деятеля Пьера-Самюэла Дюпона, получил возможность учиться у Антуана Лавуазье, который считается основателем современной химии. Под руководством ученого молодой Дюпон освоил технологии производства взрывчатых веществ и достиг большого мастерства в изготовлении пороха. После завершения учебы он включился в семейный бизнес — у них было небольшое издательство — и женился.
В начале Великой французской революции отец и сын поддерживали ее идеи, а Дюпон-старший даже был избран в национальное учредительное собрание. Но когда дело дошло до свержения Людовика XVI, они оказались в числе тех, кто защищал дворец Тюильри от революционеров и потом выступал против казни короля. Из-за серьезной угрозы жизни в 1800 году Дюпоны решили покинуть родину и искать счастья в Америке.
На новом месте молодой Дюпон довольно быстро понял, что американцы не умеют делать хороший порох. Поэтому в 1802 году при финансовой поддержке своих соотечественников он учредил E.I. du Pont de Nemours & Company со штаб-квартирой в Уилмингтоне (штат Делавэр) и начал строительство завода по производству пороха. Через два года у компании не было отбоя от заказов, ведь порох был нужен и в промышленности, и в шахтах, и на войне. Продажи росли, и в дело включились сыновья (всего у Дюпона с супругой было восемь детей).
Когда в 1834 году Элетер-Ирене умер, он оставил после себя процветающий бизнес. К концу XIX века его заводы производили не только обычный, но и бездымный порох, нитроглицерин и динамит. Компания стала главным поставщиком пороха для американской армии. И как в самом начале работы DuPont ей очень помогли заказы, связанные с англо-американской войной 1812–1815 годов, так и в середине XIX века она получила большую выгоду от поставок пороха для армии в период Гражданской войны в США в 1861–1865 годах. Едва ли не половина всего пороха, который был использован армией северян в этой войне, была произведена на заводах DuPont.
Революционный XX век
До конца XIX века компания DuPont работала как частное партнерство, а в 1899 году было решено превратить ее в корпорацию. Главой компании нового типа стал внук Элетера-Ирене — Эжен Дюпон, который, как и многие из династии, унаследовал интерес к химии и взрывчатым веществам. За свою жизнь он запатентовал несколько изобретений, в том числе новую разновидность пороха, создал компанию по производству динамита, которую потом объединил с DuPont.
Во главе новой корпорации он пробыл недолго — в 1902 году Эжен Дюпон умер. При двоюродных братьях Альфреде Дюпоне, Пьере Самуэле Дюпоне и Томасе Коулмане Дюпоне семейный бизнес расцвел и разросся еще больше. DuPont приобрела 54 других компании, более мелких производителей разных видов пороха, к 1905 году контролировала 75% порохового рынка США, расширила ассортимент продукции, обзавелась научными лабораториями и занялась масштабными исследованиями, став одной из крупнейших американских корпораций.
Превратившись в фактического монополиста на рынке, компания привлекла внимание властей. В 1907 году в отношение DuPont было начато антимонопольное расследование, которое продлилось пять лет.
В результате компанию обязали продать значительную часть активов, связанных с производством пороха. Этот период для компании осложнился еще и внутренним конфликтом: двоюродные братья перессорились, дело дошло до суда между Пьером и Альфредом Дюпонами. В итоге тяжбу выиграл Пьер, с которым DuPont пустилась в дальнейшее плавание.
Новая война — на этот раз Первая мировая — снова помогла пошатнувшемуся бизнесу DuPont. К тому моменту в сильно разросшемся ассортименте компании было уже много не только разных видов взрывчатых веществ, но и мирной химической и бытовой продукции, текстиля, целлюлозы, красок, кислот, красителей, лаков, добавок для горючего и т.п.
Предприимчивый Пьер увидел широкие перспективы для DuPont в бурном развитии американской автомобильной промышленности. В 1914 году он начал скупать акции General Motors и уже в 1915-м стал одним из членов совета директоров этой компании. К 1920 году доля и влияние Пьера Самуэля Дюпона настолько выросли, что он стал президентом General Motors, а DuPont — крупным поставщиком автомобильной краски Duco для GM, а также антифриза и присадок к горючему.
Несколько приобретенных DuPont химических и текстильных компаний, а также собственные научные лаборатории помогли запустить в производство уже существовавшие виды синтетических полимеров и разработать новые. Почти всякий раз, начиная что-то производить, компания DuPont быстро становилась крупнейшим поставщиком этой продукции, сохраняя при этом свой «взрывной» характер.
Так, в 20-х годах DuPont приобрела во Франции патент на производство целлофана и в 1924 году построила первый в США завод по производству этого революционного материала. Ожидалось, что на него будет высокий спрос как на упаковочный материал. Однако оказалось, что целлофан хоть и водонепроницаемый, но пропускает водяные пары, из-за чего его нельзя было использовать для упаковки целого ряда продуктов.
Руководство DuPont привлекло ведущих специалистов к решению проблемы, и те нашли способ — в сочетании с нитроцеллюлозным лаком целлофан становился влагонепроницаемым. Спрос на продукт взлетел: уже в первые три года продажи усовершенствованного целлофана утроились, а к 1938 году они составляли 10% от всех продаж DuPont, и на него приходилось 25% прибыли корпорации.
Кроме того, в те же 20-е годы компания начала производить вискозное волокно, которое, как и целлофан, получается путем переработки природной целлюлозы. На основе этих материалов в DuPont разработали новое, более прочное волокно для автомобильных шин.
В длинном списке изобретений DuPont прошлого века — нейлон, спрос на который был огромным, учитывая широкий спектр продукции, которую можно было из него изготовить. И не в последнюю очередь — нейлоновые колготки, мечта миллионов женщин в мире в XX веке.
Еще одно очень востребованное изобретение — неопрен, водонепроницаемый и эластичный материал, который шел на изготовление гидрокостюмов, защитных чехлов, оболочек для кабелей и т.п.
Компания также производила оргстекло (под коммерческим названием Lucite), синтетическое волокно нитрон (Orlon), термопластик (ПЭТФ, Dacron), полиуретановые нити Lycra, волокно Kevlar, используемое в производстве кабелей, тормозных колодок, брони, пряжи, материал Tyvek для строительной и текстильной промышленности, десятки других наименований, а также Teflon, который сначала потряс мир, а потом основательно потряс саму DuPont.
Новый капитализм
По мере роста компании менялись ее структура и подходы к управлению. Если до 1940 года в руководстве DuPont были исключительно представители династии Дюпонов, то после Второй мировой войны и особенно в 60–70-е годы на фоне ужесточения конкуренции со стороны иностранных компаний в DuPont появлялось все больше людей со стороны.
На 70-е годы пришелся еще один непростой период в истории компании, когда спрос на существующие синтетические волокна стал остывать, сырье дорожало, заказы падали. Проблема была решена за счет разработки новых синтетических полимеров, покупки в 1981 году нефтедобывающей компании Conoco, обеспечивавшей DuPont нефтью, необходимой для производства многих видов продукции, а также за счет выхода в новые для нее области, например, в фармакологию, генную инженерию, сельское хозяйство, электронику и другие путем покупки профильных компаний. Благодаря такому «размножению» DuPont справилась с периодом застоя, а под ее крышей к середине 80-х годов работало около 90 компаний самых разных профилей.
Кризис 70-х оказался не последним для DuPont. Они возникали с завидной регулярностью, практически каждые десять лет. Для поддержания статуса одной из крупнейших компаний мира ей приходилось постоянно то продавать менее прибыльные подразделения, то покупать новые, перспективные на тот момент структуры, оптимизировать штат сотрудников, вести непрерывную исследовательскую работу, а еще бесконечно судиться с властями и потребителями.
Многие разработки химической индустрии, поначалу признававшиеся революционными, позже оказывались не столь эффективными, а некоторые даже опасными для здоровья людей и экологии. Корпорация DuPont как очень крупный разработчик и производитель такой продукции, да еще и компанию, позиционировавшую себя как центр научной мысли и заботящуюся об окружающей среде, беспрестанно была под прицелом регуляторов и общественности, постоянно выступала в роли ответчика. Это были и процессы по поводу ГМО, и гербицида Imprelis, и разбирательства из-за уничтожающих, как выяснилось, озоновый слой хлорфторуглеродов (CFC), использовавшихся в качестве хладагентов в холодильниках и пропеллентов в аэрозольных баллонах.
Одним из самых долгих и громких оказался «тефлоновый» процесс. Иски по нему начали подавать с 1998 года. А в 2001 году от имени жителей населенных пунктов, расположенных недалеко от заводов DuPont в Западной Виргинии и Огайо, был подан коллективный иск.
Истцы обвиняли компанию в том, что используемая ею для производства изделий из тефлона перфторооктановая кислота (ПФОК или С8), ядовитое вещество, попадает с заводов в реки, загрязняет питьевую воду, из-за чего в указанных районах резко повысилось число раковых заболеваний.
Исследования подтвердили наличие возможной связи между C8 и развитием разных видов рака. Адвокаты истцов говорили об угрозе жизни и здоровью для десятков тысяч американцев. Эксперты предсказывали, что DuPont урегулирование этих претензий обойдется не меньше чем в $1 млрд. Но компании удалось обойтись $671 млн, которые она заплатила в 2017 году после всех этих лет разбирательств. Процесс оказался настолько захватывающим, что в 2019 году на экраны вышел фильм режиссера Тодда Хейнса «Темные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй в главных ролях, рассказывающий об этой судебной тяжбе.
Завершение судебного процесса совпало и с завершением истории собственно E.I. du Pont de Nemours & Company в том виде, в каком она почти за 220 лет существования пришла к этому этапу. В 2015 году она объявила о слиянии с Dow Chemical, и в 2017 году этот процесс был завершен. В мире образовалась на тот момент крупнейшая химическая компания DowDuPont. Но эта была лишь промежуточная стадия. В 2019-м DowDuPont разделилась на три публичные компании, каждая из которых имеет свой профиль: Corteva, Dow и DuPont. И этот новый-старый DuPont уже не такой взрывной, как его предшественник. Кроме того, во главе компании уже нет Дюпонов. Новая компания специализируется на вполне мирном производстве продукции для здорового образа жизни и специального питания, электроники и средств связи, биотехнологиях и других научных разработках.